воскресенье, 27 мая 2012 г.

ОТЗЫВ

ХМЕЛЬНИЦКАЯ Ирина Ивановна, кандидат культурологи, доцент.
                                                         ОТЗЫВ
на автореферат диссертации В.В. Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX-начало  XXI вв.)», представленной  на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности:  17.00.09 – Теория и история искусства
      
Избранная тема диссертации впервые позволяет более полно раскрыть деятельность фирмы Фаберже и ее последователей в камнерезном искусстве России (конец XIX - начало XXI вв.). Несмотря на появление различных трудов по декоративно-прикладному искусству этого периода и истории наследия фирмы Фаберже, опубликованных в последние годы, подобным образом тема представлены впервые.
     Автореферат свидетельствует, что диссертантом выявлен, исследован и систематизирован значительный пласт документальных источников, многие из которых введены в научный оборот впервые. В работе дается глубокий искусствоведческий анализ развития камнерезного искусства в России, обстоятельно и всесторонне рассматривается деятельность фирмы Фаберже по созданию камнерезных изделий, обозначенный автором как цель исследования. В своей работе В.В. Скурлов поставил ряд задач, среди которых: исследовать развитие камнерезного искусства в России (XIX– начало  XXI вв.) и на этом фоне рассмотреть стилистические особенности камнерезного художественного производства фирмы Фаберже, проанализировать место камнерезных изделий Фаберже в зарубежном и отечественном декоративно-прикладном искусстве, а также исследовать деятельность современных камнерезов, продолжающих традиции фирмы Фаберже. В раскрытии названных тем и состоит научная новизна работы. Для решения поставленных задач В.В. Скурлов использовал целый комплекс методов исследования, что не вызывает возражений. Именно комплексный подход с применением историографических, художественно-стилистических, сравнительных и источниковедческих методов анализа позволяет лучше раскрыть обозначенные автором темы.
       В автореферате заявлена следующая структура диссертации: она состоит из двух томов. Первый том содержит основной текст: введение, три главы и заключение, а также список литературы. Во второй том включены приложения: 1. Список «человеческих» фигурок, исполненных фирмой Фаберже (с иллюстрациями). 2. Словарь российских камнерезов и деятелей камнерезного искусства.
      Первая глава – «Камнерезное искусство России: история и основные центры», посвящённая анализу художественной обработки цветного камня в нашей стране. В ней автор подробно рассматривает этапы становления и развития ведущих художественных камнерезных центров России. Это, прежде всего, «История петербургской школы камнерезного искусства» (Петергофской гранильной фабрики) т «История уральского и алтайского камнерезного искусства» (Екатеринбургской и Колыванской шлифовальных фабрик). В диссертации всесторонне прослежена эволюция уральской т алтайской камнерезных школ, прошедших те же вехи развития, что и петербургская камнерезная школа. Одним из достоинств работы является глубокий анализ художественной деятельности мастеров камнерезного искусства. Важно отметить, что автор исследует два этапа – дореволюционный и современный. Обстоятельно изучая стилистические особенности советского периода, автор рассматривает деятельность треста «руссие самоцветы», анализируя работу ленинградских камнерезов. На основании проведенных исследований В.В. Скурлов отмечает, что Петербург-Ленинград на протяжении XVIII XX веков является ведущим центром развития камнерезного искусства не только России, но и мира.
       Вторая глава посвящена изучению «Камнерезного искусства фирмы Карла Фаберже». На конкретных примерах исследуются основные этапы эволюции деятельности фирмы. Одной из несомненных заслуг автора при освещении этой темы является подробный анализ проблематики нового отношения к природе камня в ювелирном искусстве. При исследовании уникальной коллекции «человеческих фигурок» были выявлены  и определены их стилистические и типологические особенности.
       В этой главе рассмотрена не только художественная, но и организационно-управленческая деятельность фирмы, что является важным для теоретической и практической деятельности современных ювелирных фирм.
       Большой интерес представляет третья глава диссертации «Камнерезное искусство российских последователей Фаберже», посвященная изучению влияния этой фирмы на творчество современных мастеров. Особый интерес вызывает материал, в котором рассматривается деятельность ведущих мастерских и мастеров-камнерезов. Показывая преемственность творческого подхода мастеров прошлого и современных камнерезов, автор акцентирует внимание на особом месте традиции в развитии искусства. Рассматривая современное камнерезное искусство, диссертант уделяет внимание проблеме образования в области подготовки мастеров-камнерезов и отмечает значение основных на сегодняшний день центров подготовки. В диссертации неоднократно автор обращается к истории выставочной деятельности фирмы. Важным представляется анализ значения для развития камнерезного искусства участия ее фирм, мастеров и их произведений в отечественных и международных выставках, как в дореволюционный период, так и в наши дни.
       Таким образом, данная научная работа впервые исследует формирование традиций, восходящих к фирме Фаберже в деятельности российских художников-камнерезов в контексте общего развития русского декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала  XXI века. Несомненным достоинством работы является разнообразие и полнота собранного архивного и исторического материала, методы его исследования.
К замечаниям можно отнести не всегда равнозначное распределение материала: первая глава содержит 2 параграфа, вторая – 4, а третья гава – 3 параграфа.
       Отмеченное замечание не снижает ценности диссертационного исследования. Подводя итог диссертационному исследованию В.В. Скурлова, необходимо отметить, что его отличает убедительность подхода к рассматриваемым проблемами, логика построения и новизна, четкая структура, корректность поставленных задач. Большое внимание уделено историческим аспектам, позволяющим полнее представить картину развития русской художественной культуры последней трети XIX  начала XXI века.
Судя по автореферату, исследование В.В. Скурлова, проведенное на многоаспектном анализе привлекаемого материала, представляет собой серьезное искусствоведческое исследование, отвечающее требованиям актуальности, новизны, научно-теоретической и научно-практической значимости. Результаты исследования существенно дополняют известные ранее сведения по истории культуры XIX начала XXI века в России.
Валентин Васильевич Скурлов заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства.
Отзыв составлен: (подпись)
И.И. Хмельницкая
Кандидат культурологи,
Заместитель директора Дома ученых им. М. Горького РАН
14 мая 2012 года.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий