пятница, 4 мая 2012 г.

Базель 2012

Валентин Скурлов,
историк ювелирного искусства

Впервые в Базеле
Впечатления новичка. Поездка на Всемирную выставку часов и ювелирных украшений 9–15 марта 2012
Baselworld — это международная ежегодная выставка часов и ювелирных украшений, проходящая в Базеле (Швейцария). В ней принимают участие около 2100 экспонентов из более 45 стран. Ведущие часовые и ювелирные бренды, а также компании, специализирующиеся на драгоценных камнях, демонстрируют новейшие изделия в своей области для специалистов отрасли, представителей СМИ, коллекционеров, а также всех, кто заинтересован в самых последних новинках отрасли.
Бренды
На выставку в Базель должны ездить подготовленные люди — за шесть дней вам предстоит обойти шесть павильонов общей площадью 160 000 квадратных метров. Согласитесь, это немало даже для подготовленного зрителя-пешехода, тем более что перед вами стоит задача не просто обойти стенды. Вы приехали работать, а не совершать променад. Следовательно, нужно остановиться, рассмотреть представленные коллекции, провести переговоры… Павильон, в котором представлены ювелирные компании из Азии, находится в отдалении, туда нужно добираться автобусом, курсирующим между павильонами. В нем расположено много мелких фирм, которые с удовольствием продадут вам любой предмет с витрины.
Если говорить об общих впечатлениях, первое, что приходит в голову, это «синдром Стендаля», когда от цветового и информационного разнообразия, вавилонского многоязычия граница между реальностью и фантазией стирается. Неподготовленного посетителя выставка оглушает и порабощает, и с какого-то момента он теряет нить. Что и хорошо, считают владельцы брендов и специалисты маркетинга, — таким «оглушенным» легче манипулировать. Мой вывод таков: подобные выставки надо посещать регулярно, при этом необходимо иметь внутренний стержень, четкое художественное и коммерческое видение.

Специалист ювелирного дела будет ошеломлен подавляющим доминированием часовых брендов. Их очень много — от всемирно известных до средних европейских фирм. Каждый считает своим долгом представить в Базеле свои новые коллекции. Отмечу одну особенность, сразу бросающуюся в глаза: использование в часовом маркетинге продвинутых одежно-обувных брендов. Казалось бы, при чем тут фирма «Пума», известный производитель кроссовок и спортивной одежды? Но, оказывается, и она имеет свою «линию часов».
Впрочем, эта тенденция верна не только среди часовых компаний: обратил внимание на бренд Yoko London компании Euro Pearls. Совершенно очевиден намек в названии бренда на Йоко Оно, жену Джона Леннона. И здесь очень удачно увязано имя Йоко, отсылающее к Японии, родине культивированного жемчуга, с названием фирмы «Европейский жемчуг». Хотя все мы знаем, что в Европе жемчуг не выращивают…
По аналогии с «Йоко» мы вправе были ожидать появления на выставке ювелирного бренда «АББА», «Битлз» или «Маккартни». Их пока не увидел, но может, не заметил?
Аналогично русские могли бы выставить бренд «Петергоф», «Зимний дворец», коллекции украшений с именами русских царей, тем более в преддверии 400-летия дома Романовых это было бы вполне уместно и принесло бы коммерческий успех.
Удивительно было видеть в качестве ювелирного бренда «Мейсенский фарфор». Налицо даже несколько насильственное использование раскрученной фарфоровой марки. Сразу мелькнула мысль: «А кто запрещает развернуть всемирно известную марку Императорского Фарфорового завода из Санкт-Петербурга»? Мог бы выступать с ювелирной коллекцией, и далеко не безуспешно. А также наши старые бренды — Императорские Петергофская и Екатеринбургская гранильные фабрики.
На выставке, как и в любом явлении, необходимо отмечать действие диалектических законов. Единство и борьбу противоположностей мы наблюдаем в борьбе западных и восточных ювелирных, а теперь и часовых фирм. Переход количества в качество: например, количество жемчуга в ожерелье в качество изделия; количество карат в крупном кольце — в качество изделия, которое переходит в разряд предметов роскоши. Действует применительно к брендам и закон отрицания отрицания. Уже есть случаи отрицания старых, исторических брендов, которые не в силах поддерживать свою высшую марку. Вообще говоря, разбирать фирмы и их ассортимент надо с точки зрения закона итальянского экономиста Парето, который гласит, что 20% фирм (брендов) представляют 80% всего производимого объема мирового производства. Как установили ученые, этот закон действует и в искусстве. То есть 20% креативного времени художника дает 80% результата. На выставке мы видим креатив выставочного (ярмарочного) предложения.
С некоторого времени на мировой ювелирный рынок вышла Азия. Это произошло на рубеже 80–90-х гг. прошлого века. И еще к вопросу об удачном использовании сторонних, но известных всему миру брендах. В «восточном» 6-м павильоне расположено много маленьких фирм со звучными европейскими именами, такими как, например «Нобель». Где Нобель и где Гонконг? Тем не менее гонконгскими ювелирами обыгрывается популярное имя в расчете на привлечение европейского покупателя. Часто имя не имеет никакого отношения к эстетической программе исторического персонажа, но с точки зрения азиатских производителей, это и не обязательно. Главное, привлечь клиента. Да и многие ли знают, какой был стиль и вкус Нобеля, учредителя Нобелевской премии? В витринах китайцев такие бренды, как «Шагал», «Эдисон» и тому подобное. Опять же, где Шагал и где Китай? Но китайцы чувствуют брендовую политику. Много кинематографических и исторических брендов. Продаются только бренды! Вот почему нам нужно работать больше над своими российскими брендами. Это веяние глобализации, Интернета, информации и целевого маркетинга.
О бриллиантах
Бриллиантов очень много. В бриллиантовой группе фирмы практически не различаются между собой. Полагаю, что многие изделия авторского ювелирного искусства России и Украины совсем не затерялись бы на базельской выставке. Причина неучастия россиян — очень дорогая аренда выставочных помещений и дорогое проживание, причем отели надо заказывать за полгода. За последние 10 лет некоторые компании из России участвовали по 3–5 раз, однако не было ни одной, которая выставлялась все десять лет подряд. Полагаю, у наших фирм покупают российские же клиенты, в том числе проживающие за рубежом. Недавно, перед выборами президента РФ, прошло сообщение, что за рубежом голосовали 2,5 млн россиян. Население целой страны! Причем это не самые бедные россияне. Наше же производство неконкурентоспособно с зарубежными изделиями ввиду высокого налогообложения, но совершенно конкурентно в части дизайна.
На выставке представлен очень большой раздел лучшего в мире оборудования. Можно было увидеть машины 3D, которые выращивают не восковые модели, а непосредственно изделия из порошкового металла. Это последнее слово научно-технического прогресса.
На мой взгляд, ездить на выставки необходимо для поиска идей, поскольку у нас в провинции все равно «обезьянничают» с западных моделей ювелирных изделий. Сейчас у всех Интернет, и многие понимают, что такое западный дизайн. Кажется, мировые дизайнеры часов и ювелирных украшений целыми месяцами проверяют всю возможную геометрию и все стили, соединяя невозможное. Есть чему учиться и что смотреть. Но я полагаю, мы должны не потреблять западный и восточный дизайн ювелирных изделий, а разрабатывать свою, российскую тему. Иначе наш рынок захватят итальянцы и китайцы.
На выставке не заметно присутствие серебряного ассортимента, нет практически кабинетных, интерьерных подарков, столового серебра. Только обычные ювелирные украшения. Нет церковных украшений, кроме российской фирмы «Владимир Михайлов» никто другой не представлял этот вид ювелирного искусства. Из других российских компаний заметны были костромской ювелирный завод «Диамант» и часовой завод «Ракета». Новый владелец «Ракеты» граф Жак фон Полье прилагает серьезные усилия по возрождению производства российских механических часов, которого Россия лишилась после закрытия последней линии завода «Восток» в Чистополе.
ФАБЕРЖЕ
Русский ювелирный бренд Фаберже представлял на предыдущей выставке Baselworld коллекцию предметов высокого ювелирного искусства, дизайн которых был вдохновлен такими направлениями в искусстве, как фовизм и конструктивизм русских художников Александра Родченко и Любови Поповой. В этом году ювелирный бренд «Фаберже Лимитед» представлен во второй раз, с обновленной коллекцией, в которой отрабатываются связанные с Фаберже международные бренды. Есть произведения на тему «Русский балет», «Дягилев», «Кшесинская», «Царская фамилия». Без брендов никак: хотите получить «русскую жар-птицу» — получите! Лондонцы из Фаберже идут навстречу традиционному представлению о России: икра, водка, медведи, театр-балет, «Половецкие пляски», вплоть до «развесистой клюквы», под которой отдыхал на Кавказе создатель «Трех мушкетеров». Как в Одессе: «Вы хочете песен — их есть у меня». Осуждать их нельзя, это бизнес, но как далеко от истинного понимания русской души в ювелирном искусстве! Итальянские ювелиры отрабатывают свою архитектуру и историю Возрождения. Мы, русские, должны выходить в мировой контекст со своей богатой культурой и историей, «брать спрос силой» (как сказал Карл Маркс). Так же работает Восток, навязывая нам восточную культуру. Нельзя сказать, что она нам чужда. Уникальное положение России именно в том, что мы — великая евразийская держава. Во времена Фаберже внедрение восточного календаря в ювелирные вещи было ноу-хау Фаберже. Именно Фаберже стал делать для сиамской аристократии украшения с символикой наступающего года, например брелоки и кулоны в форме тигра в год Тигра. И таких находок в восточной и европейской традициях еще много. Образование новых национальных государств из бывшего СССР способствовало интересу к национальной истории. Даже в Молдавии стали говорить о национальном молдавском ювелирном искусстве. Я о таком никогда и не слыхивал. В 1920–1930-е годы в Финляндии и Прибалтийских странах также развивалось собственное национальное искусство: в Финляндии ювелиры в своих произведениях используют эпос «Калевала», а в Латвии и Эстонии — популярны национальные украшения «сакты». На Украине отмечается всплеск интереса к украинским образам в ювелирном искусстве, то же самое происходит в Казахстане и Киргизии. Вообще, тема образования региональных ювелирных школ и региональных брендов внутри самой России очень интересна.
Камнерезное искусство в Базеле
Вначале я полагал, что камнерезное искусство здесь не представлено вообще, но в последний день наткнулся на четыре германские камнерезные фирмы. И сразу скажу: наши камнерезы лучше! Таких композиций, какие исполняют знаменитые мастера Петербурга и Екатеринбурга, практически не видел.
Что касается германских камнерезов, то прежде всего стоит отметить Манфреда Вильда, мэтра германского, европейского и мирового камнерезного искусства. Вильд — продолжатель идей Фаберже, хотя и с германским пониманием эстетики и несколько китчевым вкусом. Неслучайно Германия — родина китча. Известна также фирма «А. Руппендаль», основанная в 1890 году. Она торгует полудрагоценными, драгоценными камнями. Очень интересно была организована продажа камней: в отдел запускают сразу с корзинкой, как в универсаме, можно в эту корзинку набирать камни и на выходе расплатиться. В витрине «Руппенталя» я увидел реплики на «человеческие фигурки» от Фаберже, а именно «Варя Панина» и «Казак-джигит в папахе». Но в отличие от фигурок Фаберже они кажутся выполненными не художником, а ремесленником. Гораздо лучше, на мой взгляд, им удается анималистика. Собаки, слоны, бегемоты выполнены достойно.
Дизайнер Алессио Боски (Италия-Австралия)
На выставке «Базель 2012» я познакомился с итальянским ювелиром-дизайнером, работающим в Австралии (Сидней), Алессио Боски, который произвел на меня самое положительное впечатление. Он, как всякий итальянец, очень экспансивен, говорит быстро и много. Окончил Академию изящных искусств в Риме и сейчас на него работает целый коллектив исполнителей. Сам Алессио, как я понял, разрабатывает модели украшений. Алессио с увлечением рассказывал мне о своих идеях и показывал объекты. Когда он узнал, что я исследователь творчества Фаберже, тут же признался, что находится под обаянием творчества великого мастера. Но в отличие от других моих знакомых ювелиров, которые отдают дань мощи Карла Фаберже как великого ювелирного менеджера, Алессио сообщил, что взял у Фаберже идею сюрприза. Он продемонстрировал мне свои «архитектурные» перстни, которые надо признать шедеврами ювелирного и дизайнерского мастерства. В них все продумано: когда открывается крышка перстня, то взору открывается свод здания, заложенного в сюжет перстня. А внутри — сюрприз. Например, в перстне, «построенном» по идее Дворца дожей, находился маленький эмалевый герб на цепочке.
Алессио, как я понимаю, — яркий представитель авторского итальянского ювелирного искусства, выбравший для себя в последние годы ареной для деятельности Австралию, где много обеспеченных клиентов и где он — первый ювелир. Это мудро. Лучше быть первым ювелиром в Австралии, чем в числе тридцати, пусть даже двадцати лучших в Италии...
Оглядываясь назад на завершение успешной выставки-ярмарки BaselWorld 2012, я испытываю некую ностальгию. В то же время с нетерпением и с большими надеждами жду начала новой выставки, которая пойдет с 25 апреля по 2 мая 2013 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий