ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича
«История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России
(конец XIX – начало XXI вв.)»
По специальности 17.00.09 – Теория и история искусства
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Диссертация В.В. Скурлова посвящена камнерезному искусству фирмы Фаберже и его последователей в отечественной художественной культуре. Основное внимание автор уделяет группе камнерезных изделий, определяемых как «человеческие фигурки», которая традиционно является одной из самых интересных и значимых по своей художественной ценности.
Несмотря на достаточную изученность истории и творческого наследия предприятия Фаберже, исследования, посвященного формированию традиций фирмы и их развитию в творчестве российских художников-камнерезов, до сих пор проведено не было. В связи с этим актуальность темы, предложенной В.В. Скурловым не вызывает сомнения.
Первая глава работы посвящена истории и основным центрам отечественного камнерезного искусства. В ней автор вполне обоснованно расширяет временные рамки своего исследования, прослеживая эволюцию камнерезного искусства России, начиная с XVIII века (открытия Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик). Особый интерес представляют сведения, касающиеся советского периода в истории камнерезного искусства. Здесь диссертанту на примерах деятельности как государственных предприятий, так и отдельных мастеров удалось придти к ряду выводов, которые могут стать основополагающими для дальнейшего изучения наследия советских камнерезов.
Во второй главе В.В. Скурловым проведен детальный анализ организации и функционирования фирмы Фаберже: ее маркетинговой, управленческой и «художественной» политики. Результаты данного анализа наряду с научным интересом (например, для изучения деятельности русских ювелирных фирм конца XIX – начала ХХ вв.) имеют и практическое значение (поскольку, как справедливо замечает диссертант, «многие идеи Фаберже востребованы до сих пор»).
В параграфах, посвященных камнерезному искусству фирмы Фаберже, автор выделяет два периода в работе предприятия с камнем: до и после открытия собственной камнерезной мастерской. Анализируя произведения фирмы, В.В. Скурлов приходит к интересному выводу о различном понимании мастерами природы камня в каждом из этих периодов: от «фона», для демонстрации ювелирной работы – в первом, до «полноправного партнера» - во втором.
Важное научное значение имеет осуществленное диссертантом выявление имен мастеров-камнерезов и скульпторов, сотрудничавших с фирмой, а также разработанная типология камнерезных «человеческих фигурок».
Подобные же типологии составлены автором в 3-й главе для произведений «российских последователей Фаберже». Отрадно, что наряду с традиционными, встречающимися у их предшественника типами, современные художники активно разрабатывают в своем творчестве новые типажи, которые диссертанту удалось объединить в отдельные группы. В связи с этим хотелось бы пожелать по возможности более четкого, насколько позволяет многообразие материала, деления его на группы. В частности представляется не вполне оправданным выделение у петербургских ювелиров в отдельную группу темы цирка. Она могла бы войти в группу, которую можно было бы условно назвать «Профессии». Туда же возможно вошла бы и подгруппа «Современные ремесленники», выделенная диссертантом в группе «Современные типажи».
К бесспорным достоинствам диссертации следует отнести освещение автором вопросов, связанных с подготовкой мастеров-камнерезов, обозначение основных на сегодняшний момент центров этой подготовки.
В работе В.В. Скурлова впервые столь масштабно представлена история камнерезного искусства постсоветского периода; убедительно показано влияние фирмы Фаберже на творчество современных российских камнерезов в области стилистики, типологии образов и в организационно-практических вопросах.
Большое научное и практическое значение имеет 2 том исследования, в котором автором составлен самый полный на сегодняшний момент иллюстрированный список камнерезных «человеческих фигурок», а также словарь российских камнерезов и деятелей камнерезного искусства.
В своей работе В.В. Скурлову удалось показать преемственность между мастерами прошлого и современными камнерезами, охарактеризовать эволюцию камнерезного искусства, выявить и исследовать огромный пласт вещественных источников.
Особую ценность диссертации придает введение в научный оборот большого количества архивных материалов. При этом важным представляется отметить работу диссертанта не только в российских государственных архивах, но и в зарубежных хранилищах, а также архивах частных лиц.
Представляется, что цели, которые поставил перед собой диссертант, в целом достигнуты. Автореферат, представленный на отзыв, показывает, что диссертационное исследование В.В. Скурлова выполнено на высоком научном уровне, а сам диссертант заслуживает присуждения ученой степени кандидата искусствоведения.
Старший научный сотрудник
сектора драг. металлов
отдела металла и камня ВМДПНИ Юдин М.О.
Комментариев нет:
Отправить комментарий