на автореферат диссертации В.В. Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России ( конец XIX-начало XXI вв.)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.09 – Теория и история искусства
Прежде всего, хочу отметить, что В.В. Скурлов является сегодня известным и весьма уважаемым в среде специалистов знатоком произведений фирмы «Фаберже».
Предъявленный автореферат диссертации В.В. Скурлова достоверно и ясно отражает содержание диссертационной работы и позволяет оценить необходимую и достаточную для кандидатских диссертаций степень оригинальности, научной новизны и практической значимости работы.
Актуальность работы несомненна, она возрастает, в связи с формированием значимой для отечественного искусства группы художников, проявляющих себя на ниве камнерезного творчества, дифференциацией художественных направлений внутри этой группы, появлением столь же значительного корпуса художественных произведений, требующего искусствоведческого анализа, приведения их в систему художественных ценностей и определения дальнейших направлений развития.
Исследователь В.В. Скурлов начал заниматься изучением творческого наследия Фаберже в советское время, когда фигура придворного ювелира считалась «запретной», а сведения о его деятельности преподносились из зарубежных источников, с неизбежным искажением истинного знания. Особенность подхода исследователя является комплексный системный подход с тотальной обработкой всех материалов по теме. Это трудоемкий путь, но и самый продуктивный. За последние 20 лет В.В. Скурлов ввёл в научный оборот огромное количество информации, в первую очередь, архивных источников, сопровождая их научными комментариями. Отдельные положения избранной темы «История и традиции фирмы Фаберже» публиковались в монографиях , изданных при руководстве и авторском участии диссертанта, а также в десятках статей. Сотрудничая с 1996 г., в качестве консультанта-исследователя по Фаберже Аукционного дома «Кристи», а с 2002 г. в качестве эксперта по оценке художественных ценностей Министерства культуры РФ, диссертант приобрел неоценимый опыт научной атрибуции и исторического подтверждения изделий фирмы Фаберже и круга его современников и конкурентов. Продолжая «тему Фаберже», автор составил наиболее на сегодняшний список камнерезных «человеческих фигурок», второй, после императорских пасхальных яиц, значимой, как художественной, так и стоимостном выражении, ассортиментной группе изделий Фирмы Фаберже. Это направлением активно продолжает разрабатываться современными художниками камнерезами России и за рубежом. Обратившись к творчеству российских камнерезов постсоветского периода, в первую очередь Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, диссертант отмечает колоссальное влияние идей, традиций, эстетической программы и системы построения организационно-творческой работы Фаберже на деятельность возникших в 90-е годы мастерских и художников - индивидуалов. Впервые диссертантом составлен словарь камнерезов и деятелей камнерезного отечественного искусства постсоветского периода (1991–2011 гг.), включающий биографические справки о мастерах-камнерезах России, а также содержащий сведения об их творческой деятельности; выявлены стилистические особенности творчества отдельных художников.
Новыми положениями, предъявленными диссертантом на суд научной общественности и являющимися закономерным итогом подлинного научного исследования, являются:
Оценка роли традиций фирмы Фаберже в формировании художественного языка и типологических образов современного камнерезного искусства, которая выражается в постоянном поиске современными мастерами новых образов и средств художественной выразительности (один из главных принципов работы фирмы Фаберже), обращении к передовому зарубежному опыту, при сохранение национальных традиций, высших критериях качества работы по камню, органичного сочетания камнерезной и ювелирной работы.
Оценка влияния традиций фирмы Фаберже на систему управления современных ювелирных и камнерезных мастерских, которая заключается разделении труда (совместная работа художников, скульпторов, архитекторов, камнерезов, ювелиров), способствующее постоянному созданию новых форм и высокому качеству работы; создании организационно-управленческой системы современных предприятий декоративного искусства, на примере работы фирмы Фаберже.
Содержание автореферата позволяет сделать вывод о том, что исследование, представленное к защите, отвечает критериям научно-квалификационной работы. Теоретическое и практическое решение задач, поставленных в исследовании не вызывает сомнений, может быть использовано для практического применения в научной деятельности искусствоведов, экспертов, историков, в вузовских учебных курсах.
Диссертация является самостоятельной и завершенной научной работой, а ее автор Валентин Васильевич Скурлов, безусловно заслуживает ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.09 – Теория и история искусства.
Профессор кафедры русского искусства
Института им. И.Е. Репина РАХ, кандидат искусствоведения,
член Союза художников РФ,
заслуженный деятель искусств РФ
Кутейникова Нина Сергеевна
Санкт-Петербург, 10 мая 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий