понедельник, 28 мая 2012 г.

ГОНТАРЬ Сергей Михайлович, кандидат искусствоведения, доцент.

ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича 
«ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ
(конец XIX – начало XXI вв.).»,
 представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».


Диссертация Василия Васильевича Скурлова посвящена истории и традициям фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России  и выявлению тенденций  эволюции камнерезного искусства в ХХ веке, вплоть до современности. При работе над диссертацией был применен метод сравнения творческих приемов ведущих художников фирмы Фаберже, камнерезов, а также выявлены и тщательно исследованы группы предметов камнерезной пластики на основе многолетней исследовательской работы в архивах, поездках в центры камнерезного искусства России и анализа  антикварного рынка, и рынка произведений современных мастеров.

Автореферат диссертанта раскрывает актуальность цели исследования обусловленной недостаточной изученностью поднимаемой темы, несмотря на всю ее популярность. Метод выявления основных тенденций камнерезной пластики в русском ювелирном искусстве включил в себя анализ конкретных примеров, начиная со времени работы фирмы Фаберже в XIX веке и до анализа ситуации в современный период. Это позволило выделить основные тенденции в камнерезной пластике, составить типологический ряд характерных групп предметов и выявить на конкретных примерах уникальность и  своеобразие уникального раздела русского декоративно-прикладного искусства.

Диссертант  подробно скрывает актуальность и новизну избранной темы, степень ее научной разработанности. Определяется объект и предмет исследования, формулируется цели, задачи и методы, что определяет теоретическую и практическую значимость диссертации. Объект исследования – камнерезное искусство фирмы Карла Фаберже и его последователей в отечественной художественной культуре конца ХIХ – начала XXI вв. Предмет исследования – традиции Фаберже в отечественной художественной культуре конца ХIХ – начала XXI вв.

Заявленные цели диссертации - осмысление традиций Фаберже в отечественной художественной культуре конца ХIХ – начала XXI вв. – предопределили постановку обширных задач по исследованию и анализу разнообразных художественных школ камнерезного искусства на территории России, анализа ассортимента камнерезных предметов фирмы Фаберже с уточнением типологического ряда и влияние творчества художников фирмы Фаберже на развитие современных тенденций в камнерезной пластике.

Для целостного раскрытия заявленной темы автор обращается к изучению исторических и художественных факторов, повлиявших на развитие камнерезной пластики, как области декоративно-прикладного искусства в России и анализу художественной промышленности в России со второй половины XIX в.  Диссертант стремится осмыслить проблематику развития региональных камнерезных школ, их взаимодействию с художниками и мастерами фирмы Фаберже, становлению оригинальных и самобытных особенностей, присущих каждой школе. Анализируется и определяется сюжетный  ряд и основные мотивы в камнерезной пластике российских художников и мастеров, влияние известных произведений фирмы Фаберже на творчество современных художников-камнерезов, а также основные принципы создания новых образов, художественных приемов в столь специфичной области изобразительного искусства.

В результате проведенной работы соискателем был исследован сложный и процесс поиска и определения национальной специфики камнерезного искусства в его связи с художественными направлениями, в профессиональном образовании и культурно-политическим развитием России в рассматриваемый период.

Результатами диссертационного исследования В.В. Скурлова являются:

°        Выявление многочисленных новых сведений и фактов, основанных на изучении оригинальных архивных источников, позволяющих дать четкую и последовательную структуру создания шедевров камнерезного искусства художниками и мастерами фирмы Фаберже, их индивидуальны и типологические черты
°        Определение основных принципов стилеобразования и конструирования объемных форм с учетом специфики применяемых материалов, назначения предметов, в творчестве российских художников-камнерезов, вплоть до современного периода
°        Определение специфики региональных школ, что резко расширяет общепринятые границы развития  русского камнерезного искусства
°        Определение и характеристика основных тенденций в национальной камнерезной пластике современного периода, что значительно актуализирует исследование

Необходимо особо отметить, что в диссертации использован широкий круг многообразных источников по декоративно-прикладному и изобразительному искусству в России с  XIX века, уникальные архивные материалы, сбором и анализом которых диссерант занимается более 20 лет, научные каталоги музейных экспозиций и временных выставок

На основании представленного автореферата считаю, что диссертация В.В. Скурлова представляет собой серьезное научное исследование на актуальную тему, обладающее несомненной теоретической и практической значимостью и соответствующее современным требованиям ВАК России.

В.В. Скурлов заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».


доцент Художественно-промышленной академии
Краснодарского Государственного
университета культуры и искусств,
кандидат искусствоведения,                                                                   Гонтарь С.М.
17. 05.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий