понедельник, 28 мая 2012 г.

ФИЛИМОНОВА Лада Владимировна, член Союза Художников РФ.

                                                                        ОТЗЫВ  
на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича
«История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России
(конец XIX – начало XXI вв.)    Специальность 17.00.09 – Теория и история искусства
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения


В диссертации В.В. Скурлова освещается тема камнерезного искусства фирмы Фаберже и его последователей в отечественной художественной культуре. Автор поднимает сложный пласт, посвященный камнерезным изделиям фирмы, уделив особое внимание группе т.н.  «человеческих фигурок», второй, после императорских пасхальных яиц, ценной (как по художественным достоинствам, так и по стоимости)  группе ассортимента Фаберже.  Это направление мало освещено в истории искусства и сложно описывается  по стилистике.
Много материалов посвящено изучению истории и творческого наследия фирмы Фаберже. Исключительно актуально само  исследование традиций Фаберже на развитие в творчестве российских художников-камнерезов не только в гносеологическом, но и практическом значении.
            В первой главе диссертации рассказывается об истории и главных центрах отечественного камнерезного искусства. Автор исследует зарождение и развитие камнерезного искусства в России, начиная с XVIII века - открытия Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик. Важно, что отмечен и разобран опыт советского периода, когда ещё оставались мастера дореволюционных времен, которые смогли передать опыт молодым для развития этого вида  искусства. Эта информация  полезна для будущих исследователей камнерезного дела.
Вторая глава содержит сведения  по организации работы фирмы Фаберже:  грамотное распределение творческих и производственных сил, умелое исследование рынка и применение этих знаний в сложившихся исторических условиях, включая творческие отношения не только художников, но и мастеров. Эта информация ценна и для настоящего  времени, поскольку мастерство фирмы и система работы оказались на очень высоком уровне и применимы для сегодняшнего дня.
Разбирая периоды работы Фаберже  в камнерезном деле, автор выделил два периода: до и после открытия собственной мастерской. Важно понимание В.В.Скурловым непростого выбора камня, как материала для создания произведения с сохранением природы индивидуальной палитры. Анализируя произведения фирмы, диссертант приходит к интересному выводу о постепенном развитии камнерезного направления и нестандартном подходе в решениях по применению текстуры и особенностям понимании  природы камня в каждом из этих периодов: обрамление, подчеркивающее  ювелирной работой красоту камня – в первом, камень – как главная скульптурная составляющая  - во втором.  Органично разработаны изделия по всем направлениям ювелирного дела того времени, что доказывает высокий уровень мастерства не  только художников, но что мастеров,  учитывая, что технологии были намного проще.
Выявление диссертантом имен мастеров-камнерезов и скульпторов, сотрудничавших с фирмой,  также имеет важное научное значение,  равно как  и разработанная подробная типология камнерезных «человеческих фигурок».
К дискуссионным положениям отнесем следующее:  «городские типы» чаще всего возводят к мелкой фарфоровой пластике и лубочным картинкам, однако если взять фотографии конца XIX  века, то  образы - архетипы  очень походят на камнерезные фигурки Фаберже с очень небольшой стилизацией.
Новая типология составлена диссертантом  в 3-й главе для произведений «российских последователей Фаберже». Понятно, что наряду с традиционными, встречающимися у их предшественника типами, современные художники ищут новые образы, которые диссертанту удалось объединить в отдельные группы. Одним из достоинств работы является подробный очерк автора о подготовке мастеров-камнерезов, освещение основных  центров этой подготовки.
В работе В.В. Скурлова впервые   масштабно представлена история камнерезного искусства постсоветского периода; убедительно доказано влияние фирмы Фаберже на творчество российских камнерезов. Трудно сориентироваться,   учитывая различный подход не только скульптора в стилистике (гротеск или реализм), но и в подборе  материала. Это так же вклад диссертанта в современную  историю искусства, значение которого будет оценено  со временем.
Второй том диссертации (Приложения) содержит самый полный на сегодняшний момент иллюстрированный список камнерезных «человеческих фигурок», а также словарь российских камнерезов и деятелей камнерезного искусства, это имеет большое научное значение.
           Заметим, что пурпурин не является природной породой камня, а рукотворный вид смальты, который сложнее в обработке (твердость ниже, чем у поделочных камней), многие мастера избегают работать с ним, поскольку идёт мелкая «стеклянная» пыль», также как при обработке горного хрусталя.   Также хотелось бы знать предпочтения фирмы Фаберже в выборе камней и классификацию видов декоративного армирования изделий из камня. Не совсем понятно, в каком направлении двигалось бы камнерезное направление фирмы, если бы её деятельность не прервала революция: увеличивалась бы число камнерезных изделий, или же изделия выпускались бы с богатым ювелирным сопровождением, как это наблюдается в последних фигурках «телохранителей»,  «черкесов» личной охраны и «офицеров».
 Уточняю, что в работе эмальеров прокладка эмали по гильошированному (нанесение на металлическую поверхность механическим видом обработки (фрезерованием) систематически повторяющегося рисунка, например: кривых параллельных линий.) фону называется «гильоширование».  Слово «гильош», и сочетание  «по гильошу» не  совсем корректно.
            В своей работе В.В. Скурлову удалось показать и доказать преемственность между мастерами прошлого и современными камнерезами, охарактеризовать  развитие камнерезного искусства, разыскать и проанализировать  колоссальное количество  подлинных  источников в разных отечественных и зарубежных архивах.
Особую ценность диссертации придает введение в научный оборот большого количества архивных материалов. Важно отметить многолетнюю  работу диссертанта не только в российских государственных архивах, но и в зарубежных хранилищах, а также архивах частных лиц.
           Представляется, что цели, которые поставил перед собой диссертант, в целом достигнуты. Автореферат, представленный на отзыв, показывает, что диссертационное исследование В.В. Скурлова выполнено на высоком научном уровне, соответствует научно-квалификационным требования ВАК, а сам диссертант заслуживает присуждения ученой степени кандидата искусствоведения.


Член Союза Художников России,                                                            
Художник по росписи эмали                                  Филимонова Лада   Владимировна  
Санкт-Петербург, 17 мая 2012 г.                                      

Комментариев нет:

Отправить комментарий