воскресенье, 27 мая 2012 г.

АНДРЕЕВА Татьяна Васильевна, доктор исторических наук, профессор. ОТЗЫВ.

об автореферате диссертации Валентина Васильевича Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX – начало  XXI вв.)»,  представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства.

      Диссертационное исследование В.В. Скурлова посвящено теме, несомненно актуальной в плане ее не изученности, а также необходимости всестороннего анализа традиций камнерезного искусства фирмы Фаберже, важности научного осмысления, как художественной, так и организационной ее деятельности. Научная значимость исследуемой диссертантом темы обусловлена и тем, что она напрямую связана с фундаментальной проблемой – «власть, общество, художник», изучение которой является «ключом» для понимания важнейших событий и явлений в истории отечественной художественной культуры.
       Следует подчеркнуть, что диссертация В.В. Скурлова не только актуальна по замыслу, но свидетельствует о тех позитивных переменах, которые происходят в зарубежной и отечественной истории декоративно-прикладного искусства. В последние годы интенсивно исследуется процесс развития, прежде всего российского камнерезного искусства, изучаются отдельные школы (петербургская, уральская, алтайская), рассматривается деятельность ведущих ювелирных мастерских России, творчество отдельных ювелиров. Поэтому работа В.В. Скурлова, посвященная комплексному анализу деятельности фирмы Фаберже в области камнерезного искусства, выявлению ее подлинного значения для отечественной художественной культуры конца XIX  - начала XXI в., представляется весьма важной по объекту, предмету, цели и задачам  исследования.
       Сильной стороной диссертации является также фундаментальность ее источниковой основы, базирующейся на официальных материалах, источниках личного происхождения, научных каталогах выставок и т.д. Особо следует отметить изобилие новых  архивных документов из зарубежных и российских архивохранилищ, а также личных архивов художников-ювелиров и камнерезов-мастеров. Важным достоинством работы является и широта историографического кругозора автора.    Тщательно проанализировав многочисленную отечественную и зарубежную научную литературу и воссоздав состояние разработки проблематики изучаемой проблемы, В.В. Скурлов убедительно  показал, что данная диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным формированию традиций Фаберже в деятельности российских художников-камнерезов на протяжении столетия.
       При этом методологическая установка В.В. Скурлова – изучить традиции фирмы Фаберже в контексте общего развития декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XXI века позволила ему проследить историю и вявить основные центры художественной обработки камня в имперской, советской и современной России; показать основные этапы деятельности фирмы Фаберже, проследить эволюцию ее организационно-управленческой системы, маркетинговой политики, стилистической концепции; выявить два этапа в процессе утверждения камнерезного искусства,  доминирующим в творческо-художественной деятельности фирмы, определить круг ее скульпторов и камнерезов; проанализировать камнерезные «человеческие» фигурки и типологизировать их; продемонстрировать огромную роль технологических, идейных, стилистических традиций знаменитой фирмы в формировании художественного языка и типологических образов современных центров камнерезного искусства )прежде всего, в Петербурге и на Урале).
      Кроме этого, надо сказать, что диссертация В.В. Скурлова шире своего названия. Она является  примером удачного сочетания основных теоретико-исторических вопросов прикладного искусства с рассмотрением важнейших проблем культурной и общественной жизни России конца XIX – начала XXI в. Такой подход оказался весьма эффективен и вывел исследование за рамки чисто искусствоведческой работы. Это придало диссертации социально-культурный аспект, дало возможность более глубокого проникновения в исследуемую эпоху и способствовало пониманию особенностей развития широких культурно-идеологических процессов.
       Таким образом, автореферат диссертации В.В. Скурлова свидетельствует , что данное диссертационное исследование представляет собой вклад в изучение теории и истории искусства России конца XIX – начала XXI в. Текст автореферата полностью отражает содержание опубликованных монографий и других работ В.В. Скурлова. Диссертационное исследование В.В. Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX – XXI вв.)» соответствует всем требованиям ВАК РФ, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а его автор, безусловно, заслуживает искомой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства.
Доктор исторических наук,
Ведущий научный сотрудник
Санкт-Петербургского института истории РАН                        Т.А. Андреева
10 мая 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий