понедельник, 28 мая 2012 г.

КАРПОВА Ирина Германовна, Кавалер Ордена К.Фаберже, Кавалер Ордена Ф.Бирбаума, Кавалер Ордена М. Перхина

ОТЗЫВ

Диссертация   В.В. Скурлова  « История и традиции фирмы  Фаберже в камнерезном искусстве России(конец  ХIX-начала XXIвв.)»


     Диссертация посвящена   целому направлению творчества  фирмы Фаберже, камнерезному искусству, а в частности, созданию «человеческих фигурок», типажей из природного камня.
Это направление, и сейчас активно развивается в России, продолжая  традиции великого мастера, используя  найденные им стилистические приемы и технические решения. На протяжении, практически 100- лет наблюдается актуальный интерес к этой теме специалистов в области исследования ювелирного искусства, коллекционеров, а так же мастеров камнерезов и ювелиров всего Мира.
   Следует  отметить, что не смотря на то что  творчеству фирмы Фаберже уделяется особое внимание и посвящены труды многих исследователей этой темы, не было проведено системного исследования и анализа возникновения и формирования  традиции фирмы Фаберже, а так же эволюции традиции Фаберже в творчестве современных мастеров камнерезов.
  Валентин Васильевич Скурлов в своей работе глубоко раскрывает и анализирует эту тему. Вводит в научный оборот новые архивные документы, связанные с деятельностью фирмы Фаберже. Составлен полный список камнерезных « человеческих фигурок» фирмы «Фаберже». Исследовано творчество современных камнерезов, продолжателей традиций Фаберже. Впервые составлен словарь  имен камнерезов и деятелей камнерезного искусства постсоветского периода( 1991-2011 гг.)
 Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит три главы,  заключение и список литературы. Во второй том содержит список «человеческих» фигурок, выполненных фирмой Фаберже  а так же  словарь российских камнерезов и деятелей камнерезного искусства .
 Первая глава первого тома работы посвящена  истории возникновения  основных центров камнерезного искусства России, а так же  анализу этого явления. В этой главе  автор  показывает ретроспективу развития камнерезного искусства России с XVII по   XIX веков. Рассматривая первый этап  формирования камнерезного искусства в России, автор делает акцент и отмечает , что важную роль формировании и развитии камнерезного дела в России  сыграло открытие  и работа Петербургской гранильной фабрики, отмечает роль иностранных мастеров в формировании камнерезного искусства России XVIII-XIXвеков
           Большое значение в диссертации уделяется системе обучения мастеров камнерезов. Автор отмечает, что еще в XVIII веке в Петербургской Академии художеств готовили прикладников, которые потом  работали специалистами на государственных предприятиях страны. Активное развитие камнерезное искусство получило в период развития капитализма в  XIXвеке, когда создавалось большое количество мастерских, среди которых лидером была фирма Фаберже. После последовал упадок и  второй этап возрождения  камнерезного дела начался уже в советский период в Ленинграде. Особое значение в развитии этого направления В.В. Скурлов  отводит деятельности треста «Русские самоцветы», а так же отмечает творчество отдельных мастеров камнерезов и  делает акцент на высоком качественном уровне образования художников-прикладников  уже в советское время. Констатирует, что  нить развития традиций не прервалась
  Во второй главе, В. Скурлов детально анализирует деятельность и уникальную организационную структуру фирмы Фаберже. Результаты исследований автора, являются актуальными и могут быть практически использованы  современными начинающими компаниям  при выработке стратегического пути развития компании, маркетинговой политики и формировании ассортимента.
Автор анализирует и ассортиментизделий и стилистику  работ, а также техническое решение и  их геммлогическую составляющую. В процессе  изучения темы, диссертант приходит к выводу, что после открытия К. Фаберже собственной камнерезной мастерской в период развития этого направления, к мастерам фирмы приходит «новое осмысление природы камня», он перестает быть просто « фоном» и становится «полноценным партнером» в композиции а за частую и доминантой.
 Важное историческое значение имеет определение круга имен мастеров- камнерезов и скульпторов, работающих или сотрудничавших с фирмой  Фаберже.

Диссертант провел важную работу поисследованию типологии камнерезных «человеческих» фигурок фирмы Фаберже.  Учитывая опыт предыдущих исследователей, В. Скурлов вывел классификацию камнерезных фигурок по группам,( 11 групп) и подгруппам.  Провел  сравнительный анализ работ Фаберже и скульптурок современных авторов. В результате глубокого исследования темы, в третьем параграфе диссертации, автор делаетвывод, что работы Фаберже до сих пор являются  эталонными для современных мастеров и подталкивают их к соревнованию в творчестве  с мастерами великого Фаберже. В этом соревновательном режиме рожаются новые находки и типажи и тема эволюционирует.
     Важное практическое и научное  значение имеет проведенная автором работа по исследованию и составлению  полного иллюстрированного списка камнерезных «человеческих» фигурок, а также полный словарь имен современных мастеров, работающих в области камнерезного искусства.
         Подведя итог, в заключении можно констатировать, что диссертант, Валентин Васильевич Скурлов, провел огромную работу по подбору и анализу творчества  фирмы Фаберже, а также его новшеств в области организации производственного процесса, маркетинговой политики и специфики работы с клиентами. Проиллюстрировал продолжение дела Фаберже современными мастерами, эволюцию  камнерезного искусства в России  Диссертант апеллирует большим количеством архивных материалов, собранных в государственных и частных архивах разных стран, что имеет большую историческую и научную ценность.
    Диссертационный труд В.В.Скурлова выполнен на высоком уровне. Тема исследования актуальна, глубоко раскрыта  и может быть  использована в научной и практической деятельности в области камнерезного искусства. Диссертация В.Скурловаможет стать базовой для дальнейших исследований в этой области. Автор работы, заслуживает присуждения ученой степени кандидата искусствоведения.

Кавалер Ордена К.Фаберже, Кавалер Ордена Ф.Бирбаума, Кавалер Ордена М. Перхина,
Заслуженный Ювелир, автор стиля в ювелирном искусстве» Романтический авангард»,
                         архитектор-ювелир, Ирина Карпова

Комментариев нет:

Отправить комментарий