воскресенье, 27 мая 2012 г.

ПОЛТОРАК Игорь Сергеевич, ПрезидентАссоциации антикваров Санкт-Петербурга. ОТЗЫВ.

на автореферат диссертации В.В.Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конца XIX-начало XXIвв)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.09 –Теории и истории искусства


     На сегодняшний день актуальность выбранной темы важна как никогда раньше. В связи с огромной популярностью произведений К.Фаберже в области камнерезного искусства и открытию многих современных мастерских, появлению талантливых художников-резчиков мелкой пластики. В отличие от хорошо изученной темы ювелирных украшений и изделий личного обихода, предметы камнерезного искусства фирмы Фаберже встречаются крайне редко, самым полным и серьезным исследованием по этой теме является книга «К. Фаберже и его продолжатели» написанная автором представленного реферата В. В. Скурловым в соавторстве с Т. Фаберже и В. Илюхиным.  Насущной необходимостью тщательного исследования истории возникновения и развития камнерезного направления деятельности фирмы К.Фаберже является постоянное появление на антикварном рынке не идентифицированных камнерезных изделий,  претендующих на  подлинные произведения фирмы. Отсутствие систематизированного научного материала,  разбросанность подлинных произведений фирмы по разным музейным собраниям, недоступность архивных материалов в период социалистического периода нашей истории, породили огромное количество фальсификатов. В отличие от Западной Европы, где интерес к фирме возник еще в начале 20 века и продолжался непрерывно, в России, на  родине великого мастера, его имя находилось под запретом, а литература под замком. Отсутствие каталогов частных собраний еще больше затрудняет атрибуцию изделия и это приводит к несоответствию между количеством и качеством поступающих на антикварный рынок  предметов выполненных из поделочного камня.
      Русские камнерезные фигурки являются нашим национальным богатством. История возникновения жанра относит нас к народному творчеству  мастеров Тотьмы и Гжели, народным сериям фарфора Гарднера и Попова, творениям Императорского завода и творчеству русских скульпторов 2 пол.19 века работавших в бронзе.  В этой связи   интересны тенденции в творчестве современных камнерезов, которые под влиянием прошлого, сами формируют  новые стилистические направления, что так  четко охарактеризовал автор в третьей главе исследования.
        Неоценимый опыт  диссертанта приобретенный за последние 20 лет в качестве эксперта по оценке художественных ценностей Министерства  культуры РФ, сотрудничая с аукционным домом «Кристи» в качестве консультанта-исследователя по Фаберже, непрерывные исследования, огромное количество информации, в первую очередь архивных источников, комплексный подход к проблеме исследования становления и творчества фирмы Фаберже делает диссертанта  непревзойденным экспертом и знатоком,  заслуживающим ученой степени.
     Диссертация является самостоятельной и завершенной научно-квалификационной работой, а ее автор Валентин Васильевич Скурлов заслуживает ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.09 – Теория и история искусства.


Президент Ассоциации антикваров Петербурга и директор
ОО МП  «Петербург»                                          Игорь  Полторак
21.05.2012г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий