Шкаровская Н., Рыбин А. Камнерезное искусство не должно погибнуть. Декоративно-прикладное искусство СССР. – 1960 - № 3 – С.19-22.
С.19:
Уважаемые тов. редакторы!
Мы, рабочие завода «Русские самоцветы» очень встревожены тем, что на нашем заводе погибает редкое искусство резьбы по камню и русской мозаики, которое в довоенное время славилось во всем мире. На нашем заводе в 30-х гг. были сделаны такие шедевры, как рубиновые звёзды для Московского Кремля, мозаичная карта «Индустрия социализма» из русских самоцветов и поделочного камня и много художественных и резных изделий из твёрдых пород камня – ларцы и шкатулки.
После Великой Отечественной войны трест «Русские самоцветы» на базе завода художественное училище, которое готовило кадры мозаичистов и резчиколв по камню. На заводе возобновили работу камнерезный, гранильный и ювелирный цеха. Под руководством старейшего камнереза И. Андреева был возрождён художественный экспериментальный участок при камнерезном цехе.
Так обстояли дела в 1947 – 1057 гг. На в 1957 г. , когда трест «Русские самоцветы» был упразднён, началось замирание работы в камнерезном цехе. В настоящее время завод не выпускает художественной продукции, опытные мастера теряют квалификацию.
Мы считаем неправильным, что наш завод передали сначала в ведение треста Металлопром, совершенно не заинтересованного в ювелирном производстве, а потом – Управлению местной промышленности Ленгорисполкома. Это Управление, выпускающее в основном электротовары, скобяные и трикотажные изделия, также не заинтересовано в выпуске художественной продукции.
Не лучше положение и на других участках завода. Гранильный цех выпускает десятки тысяч камней определённых стандартных размеров.
Е. Артемьев, В. Сычёва, Ю. Паас, И. Буграчёва, В. Каляев, В. Дегтев, В. Кусмирцева, А. Шептунова, Д. Князев, А. Степанова и другие (всего 26 подписей).
Х Х Х
Уважаемая редакция,
В Свердловске расположен старинный завод «Русские самоцветы». Кроме ювелирно-гранильного цеха здесь имеется прославленный камнерезный цех. Изделия камнерезов-художников – вазы, чаши, канделябры украшают залы Государственного Эрмитажа, многих других музеев страны.
Камнерезное мастерство уральцев в своё время достигло таких вершин, каких не знало мировое искусство. Для того, чтобы традиции камнерезного искусства не застыли, надо их всемерно развивать. Однако нынешнее положение на заводе вызывает тревогу. Художественных камнерезных изделий завод почти не выпускает, коммерческие цели уводят камнерезное дело в сторону от искусства.
Опытные мастера заняты в основном изготовлением безделушек, точат яички из яшмы, слоников , жуков, мелкие галантерейные изделия. Творческую работу мастеров никто не направляет, таланты не поддерживаются, никто не указывает мастерам пути для создания современных вещей. В производственных программах предприятия творческая работа камнерезов художников не предусмотрена.
С.20: В Свердловске имеется художественное училище, но оно готовит не мастеров филигранного искусства, а посредственных ремесленников.
Необходимо, на наш взгляд, все ювелирно-камнерезные предприятия города объединить в один научно-художественный комбинат, работающий на основе передовой технологии. Было бы, думается целесообразно, создать в Свердловске институт, который выпускал бы квалифицированных мастеров, знающих и любящих камень.
Нужно помочь уральскому камнерезному делу выйти из тупика, в котором оно сейчас находится.
Свердловск. А. Балуев.
С. 19:
Евгений Иванович Артемьев, потомственный мастер. Его прадед , дед работали на Петергофской гранильной фабрике.
Высококвалифицированные камнерезы заняты изготовлением однообразных по форме запонок из агата, письменных приборов устаревших форм из казахстанской и калканской яшмы скучных расцветок, изделий технического назначения. В цехе нет ни штатного художника, ни технолога. Экспериментальные работы на свой страх и риск проводит камнерез-художник В. Сычёва, не встречая поддержки у руководства завода.
[Директор магазина «Русские самоцветы Е. Варшавский ]
Изделия завода, находящиеся в витринах магазинов и на складах, убоги по формам, однообразны по ассортименту и, в подавляющем большинстве, непомерно дороги. Они давно утратили строгость форм и красоту, присущие лучшим образцам камнерезного искусства.
Решено организовать экспериментальный участок в камнерезном цехе, который должен возглавить главный художник и технолог. Намечено учредить должность главного художника завода, улучшить условия труда художников, привлечь к созданию новых образцов внештатных авторов и др.
С.21: УРАЛ.
Прекращение деятельности Уральского горно-промышленного предприятия по добыче декоративно-поделочных камней привело к тому, что из промышленной обработки выпали такие прекрасные цветные камни, как малахит, нефрит, ляпис-лазурь, пестроцветные яшмы, обсидиан, амазонит, шайтанский переливт, благородный змеевик.
В изделиях только белый и дымчатый горный хрусталь и синтетические корунды. Появились новые виды твёрдых поделочных камней: агаты Северного Тимана, карагандинский жадеит и другие. Но кто, какое ведомство будет добывать эти камни?
В 1954 г. Академией наук СССР было созвано научно-техническое совещание по драгоценным и поделочным камням. Приняли участие учёные, специалисты ряда министерств, ряда НИИ, Ювелирторга и предприятий треста «Русские самоцветы». На этом совещании были вскрыты причины упадка, намечены пути коренной реорганизации камнесамоцветной промышленности, принят ряд важнейших решений.
Минуло шесть лет, но, к сожалению, эти решения и поныне не осуществлены. Камнерсамоцветная промышленность приходит в упадок.
С.22: Отечественные алмазы и изготовляемые из них инструменты, применение ультразвуковых установок и другие достижения науки и техники позволят резко снизить затраты труда и технологии обработки камней, удешевить изделия из них.
С.19:
Уважаемые тов. редакторы!
Мы, рабочие завода «Русские самоцветы» очень встревожены тем, что на нашем заводе погибает редкое искусство резьбы по камню и русской мозаики, которое в довоенное время славилось во всем мире. На нашем заводе в 30-х гг. были сделаны такие шедевры, как рубиновые звёзды для Московского Кремля, мозаичная карта «Индустрия социализма» из русских самоцветов и поделочного камня и много художественных и резных изделий из твёрдых пород камня – ларцы и шкатулки.
После Великой Отечественной войны трест «Русские самоцветы» на базе завода художественное училище, которое готовило кадры мозаичистов и резчиколв по камню. На заводе возобновили работу камнерезный, гранильный и ювелирный цеха. Под руководством старейшего камнереза И. Андреева был возрождён художественный экспериментальный участок при камнерезном цехе.
Так обстояли дела в 1947 – 1057 гг. На в 1957 г. , когда трест «Русские самоцветы» был упразднён, началось замирание работы в камнерезном цехе. В настоящее время завод не выпускает художественной продукции, опытные мастера теряют квалификацию.
Мы считаем неправильным, что наш завод передали сначала в ведение треста Металлопром, совершенно не заинтересованного в ювелирном производстве, а потом – Управлению местной промышленности Ленгорисполкома. Это Управление, выпускающее в основном электротовары, скобяные и трикотажные изделия, также не заинтересовано в выпуске художественной продукции.
Не лучше положение и на других участках завода. Гранильный цех выпускает десятки тысяч камней определённых стандартных размеров.
Е. Артемьев, В. Сычёва, Ю. Паас, И. Буграчёва, В. Каляев, В. Дегтев, В. Кусмирцева, А. Шептунова, Д. Князев, А. Степанова и другие (всего 26 подписей).
Х Х Х
Уважаемая редакция,
В Свердловске расположен старинный завод «Русские самоцветы». Кроме ювелирно-гранильного цеха здесь имеется прославленный камнерезный цех. Изделия камнерезов-художников – вазы, чаши, канделябры украшают залы Государственного Эрмитажа, многих других музеев страны.
Камнерезное мастерство уральцев в своё время достигло таких вершин, каких не знало мировое искусство. Для того, чтобы традиции камнерезного искусства не застыли, надо их всемерно развивать. Однако нынешнее положение на заводе вызывает тревогу. Художественных камнерезных изделий завод почти не выпускает, коммерческие цели уводят камнерезное дело в сторону от искусства.
Опытные мастера заняты в основном изготовлением безделушек, точат яички из яшмы, слоников , жуков, мелкие галантерейные изделия. Творческую работу мастеров никто не направляет, таланты не поддерживаются, никто не указывает мастерам пути для создания современных вещей. В производственных программах предприятия творческая работа камнерезов художников не предусмотрена.
С.20: В Свердловске имеется художественное училище, но оно готовит не мастеров филигранного искусства, а посредственных ремесленников.
Необходимо, на наш взгляд, все ювелирно-камнерезные предприятия города объединить в один научно-художественный комбинат, работающий на основе передовой технологии. Было бы, думается целесообразно, создать в Свердловске институт, который выпускал бы квалифицированных мастеров, знающих и любящих камень.
Нужно помочь уральскому камнерезному делу выйти из тупика, в котором оно сейчас находится.
Свердловск. А. Балуев.
С. 19:
Евгений Иванович Артемьев, потомственный мастер. Его прадед , дед работали на Петергофской гранильной фабрике.
Высококвалифицированные камнерезы заняты изготовлением однообразных по форме запонок из агата, письменных приборов устаревших форм из казахстанской и калканской яшмы скучных расцветок, изделий технического назначения. В цехе нет ни штатного художника, ни технолога. Экспериментальные работы на свой страх и риск проводит камнерез-художник В. Сычёва, не встречая поддержки у руководства завода.
[Директор магазина «Русские самоцветы Е. Варшавский ]
Изделия завода, находящиеся в витринах магазинов и на складах, убоги по формам, однообразны по ассортименту и, в подавляющем большинстве, непомерно дороги. Они давно утратили строгость форм и красоту, присущие лучшим образцам камнерезного искусства.
Решено организовать экспериментальный участок в камнерезном цехе, который должен возглавить главный художник и технолог. Намечено учредить должность главного художника завода, улучшить условия труда художников, привлечь к созданию новых образцов внештатных авторов и др.
С.21: УРАЛ.
Прекращение деятельности Уральского горно-промышленного предприятия по добыче декоративно-поделочных камней привело к тому, что из промышленной обработки выпали такие прекрасные цветные камни, как малахит, нефрит, ляпис-лазурь, пестроцветные яшмы, обсидиан, амазонит, шайтанский переливт, благородный змеевик.
В изделиях только белый и дымчатый горный хрусталь и синтетические корунды. Появились новые виды твёрдых поделочных камней: агаты Северного Тимана, карагандинский жадеит и другие. Но кто, какое ведомство будет добывать эти камни?
В 1954 г. Академией наук СССР было созвано научно-техническое совещание по драгоценным и поделочным камням. Приняли участие учёные, специалисты ряда министерств, ряда НИИ, Ювелирторга и предприятий треста «Русские самоцветы». На этом совещании были вскрыты причины упадка, намечены пути коренной реорганизации камнесамоцветной промышленности, принят ряд важнейших решений.
Минуло шесть лет, но, к сожалению, эти решения и поныне не осуществлены. Камнерсамоцветная промышленность приходит в упадок.
С.22: Отечественные алмазы и изготовляемые из них инструменты, применение ультразвуковых установок и другие достижения науки и техники позволят резко снизить затраты труда и технологии обработки камней, удешевить изделия из них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий