воскресенье, 27 мая 2012 г.

ЗИМИН Игорь Викторович, доктор исторических наук, профессор. ОТЗЫВ.

На автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича на тему: «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIXXXI вв.)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09. – теория и история искусства.
       О Фаберже сегодня знают все. Это имя стало символом русского ювелирного искусства конца XIX – начала  XX века. Вещи «от Фаберже» являются гордостью ведущих музеев мира, лоты вещей «от Фаберже» неизменно привлекают внимание к аукционным распродажам различного уровня. И такая всемирная известность фирмы Карла Фаберже во многом является результатом многолетней исследовательской работы В.В. Скурлова. Все те, кто, так или иначе, занимается историей русского ювелирного искусства, обращались к книгам уважаемого исследователя. Диссертация, подготовленная В.В. Скурловым, была ожидаема, поскольку в ней подведены итоги многолетней исследовательской работы В.В. Скурлова.
       В представленном автореферате дан исчерпывающий обзор литературы по указанной теме, четко обозначены цели и задачи исследования, определены его временные рамки.    
       Особо хотелось бы отметить научную добросовестность автора, поднявшего огромный пласт архивных материалов, посвященных фирме К. Фаберже. Автор работал не только в архивах Петербурге и Москве, но и в провинциальных архивах России. Особый интерес вызывают материалы, собранные соискателем в архиве ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании и Франции). Такой широкий охват материалов нечасто можно встретить в современных исследовательских работах.
       Научная новизна исследования, основанная на столь широком круге собранных и опубликованных соискателем материалов несомненна. Степень научной проработки материала такова, что автор с полным основанием пишет «впервые», касаясь тех или иных аспектов работы фирмы К. Фаберже. И это «впервые» уже признано научным сообществом.
       Несомненна и практическая значимость исследования, поскольку обобщенный материал, представляет несомненный интерес и для историков, и для искусствоведов, и для всех интересующихся историей ювелирного дела в России.
       В первой главе «Камнерезное искусство России: история и основные центры» автором рассмотрена деятельность в различных центрах камнерезного дела в России. При этом хотелось бы подчеркнуть, что история многих центров собирались автором буквально «с нуля» из архивных дел.
       Автор распределяет свое внимание на весь исследуемый период, обращаясь к деятельности мастеров советского периода. В.В. Скурлов справедливо отмечает противоречивость этого времени, когда с одной стороны государство жестко контролировало ювелирный рынок страны, а, с другой стороны, имелись талантливейшие мастера-ювелиры, которые в силу тех или иных причин не вписывались в существующую систему. Подчас это приводило к профессиональным и личным трагедиям.
       Очень интересны дискуссионные моменты, отраженные в автореферате соискателя ученой степени. Отметим, что в искусствоведческой литературе встречаются различные оценки творческого наследия Фаберже и других ювелиров, занимавшихся камнерезными фигурками. И аргументы, и анализ творческого наследия тех или иных мастеров, представленный В.В. Скурловым всегда интересен.
       Конечно, формат автореферата позволяет только вкратце осветить всю многоплановость исследования, проведенного В.В. Скурловым, но даже в рамках автореферата поражает тщательность проработки темы, внимание к деталям, актуальность выводов.
       Еще раз отметим актуальность и практическую значимость исследования, поскольку В.В. Скурлов, будучи  экспертом Министерства культуры РФ по оценке художественных ценностей и консультантом - исследователем по изделиям Фаберже антикварного дома «Кристи», не только составлял на основе архивных сведений провенанс предлагаемых к продаже вещей, выявлял подделки и т.п., но и анализировал тенденции современного рынка камнерезных изделий Фаберже.
       Очень интересны классификации, приводимые в автореферате, поскольку они составлялись на основании анализа значительного круга изделий мастеров фирмы К.Фаберже.
        Количество публикаций В.В. Скурлова по заявленной теме диссертации еще раз подтверждает то, что настоящий автореферат и диссертация являются итогом (промежуточным) в многолетней исследовательской работы.
        В заключении можно констатировать, что автореферат и публикации Валентина Васильевича Скурлова соответствуют требованиям, предъявляемым к работам этого жанра и отражают основное содержание диссертации. Все изложенное дает основание считать, что диссертация Валентина Васильевича Скурлова полностью соответствует профилю Совета Д 602.004.02 и отвечает требованиям, предъявляемым к диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (п.7 «Положения о порядке присуждения ученых степеней») по специальности: 17.00.09 – теория и история искусства, а ее автор заслуживает присвоения искомой степени кандидата искусствоведения.
Доктор исторических наук, профессор,
Заведующий кафедрой истории Отечества СПбГМУ
им. акад. И.П. Павлова                                      Зимин И.В.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий