ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича
«ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ (конец XIX– началоXX вв.)», представленной насоискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история икусства
Исследование В.В.Скурлова посвящено творчеству фирмы «К.Фаберже» - одному из лучших ювелирных предприятий России конца XIX– начала XX веков, и в частностиее камнерезному производству.
Выбранная диссертантом тема актуальна в связи с тем, что, не смотря на большое количество исследований и литературы, посвященных деятельности этой фирмы, научного исследования именно камнерезного производства фирмы «К.Фаберже» и влияния традиций этого производства на дальнейшее развитие этой деятельности, как в СССР, так и в современной России этот вопрос недостаточно изучен.
Соискателем проведена многолетняя исследовательская работа как непосредственно с предметами камнерезного искусства, так и изыскания в архивах. О значительном объеме проведенной работы, по исследованию представленной темы свидетельствуют многочисленные публикации автора по данной теме.
Представляет научный интерес проведенный соискателем анализ современного состояния камнерезного искусства в России. В исследовании также указаны задачи, решение которых необходимокак для дальнейшего развития, отрасли, таки для выхода современных мастеров-камнерезчиков на международный уровень.
Важным моментом исследования является разработка современной терминологии по камнерезному искусству, без которой мастерам, исследователям - искусствоведам, и экспертам трудно общаться, т.к зачастую под одним и тем-же термином они могут понимать различные явления.
Очень важно, что в работе указаны источники минералов (месторождения) из материала которых производились камнерезные изделия фирмы«К.Фаберже». Эта информация необходима при проведении экспертных исследований подлинности изделий позиционируемых как изготовленные фирмой «К.Фаберже». Наличие информации об источниках материалов и создание базы данных о геммологии этих минералах позволит проводить экспертные исследованияопираясь не только на технологическую и искусствоведческую информацию, но и с использованием инструментальных методов, что значительноусиливает доказательную базу экспертиз.
Не смотря на многие достоинства представленной работы, можно отметить некоторые недостатки, в частности из работы неясно:
- существуют ли какие-либо критерии (признаки) позволяющие отличить камнерезные изделия оправленные металлом, изготовленным в мастерской М.Перхина от работ мастерской Г. Вигстрема или других мастеров фирмы «К.Фаберже»;
- существуют ли технологические, стилистические и т.п. критерии позволяющие отличать работы фирмы «К.Фаберже» от современных работ аналогичной тематики.
На основании представленного автореферата считаю, что диссертация В.В.Скурлова представляет собой серьезное искусствоведческое и архивное исследование на актуальную тему, несомненно обладающее теоретической и практической значимостью и соответствующее современным требованиям ВАК России.
В.В.Скурлов заслуживает присуждения искомой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».
Ведущий научный сотрудник отдела, исследований,
консервации и реставрации металла ГосНИИР,
кандидат технических наук.
Аккредитован при Международной конфедерации
антикваров и арт-дилеров СНГ и России (ICA&AD).
Эксперт по клеймам на драгметаллах, XVIII–XX вв.).
Член национальной организации экспертов
в области искусства (НОЭКСИ). Дубровин М.Ф.
Подпись М.Ф.Дубровиназаверяю:
Заместитель директора ГосНИИР по научной работе
Антонов Д.Б
Комментариев нет:
Отправить комментарий