воскресенье, 27 мая 2012 г.

Отзыв официального оппонента на диссертацию.

СЕВЕРЮХИН Дмитрий Яковлевич, доктор искусствоведения, профессор.

Отзыв официального оппонента
на диссертацию

Валентина Васильевича Скурлова
«История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России
(конец XIX – начало XXI вв.)»,

представленную на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
по специальности 17.00.09 – теория и история искусства


Диссертация Валентина Васильевича Скурлова посвящена исследованию важной и актуальной темы, связанной с историей фирмы Фаберже и с теми традициями этой фирмы, которые до сих пор живы в области отечественного камнерезного искусства.
Актуальность диссертации обусловлена целым рядом причин, среди которых наиболее существенными являются, во-первых, возросший интерес исследователей, коллекционеров, любителей искусства и художников (ювелиров, камнерезов) к творчеству мастеров фирмы Карла Фаберже; во-вторых, увеличение числа камнерезных изделий, созданных современными художниками-камнерезами России по мотивам и в стиле изделий фирмы Фаберже, и потребностью научного осмысления этого явления.
Профессиональный подход В.В. Скурлова к диссертационному исследованию позволил ему освоить значительный объем документальных источников из архивных фондов Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской и Свердловской областей, ряда государственных архивных собраний Украины, Латвии, Эстонии и Финляндии, архивов аукционных домов «Кристи» и «Сотбис», частного архива Татьяны Фаберже (Франция). Немаловажную роль в работе над диссертацией сыграл и собственный архив В.В. Скурлова, собираемый им в течение многих лет. Наряду с этим диссертантом был привлечен к исследованию значительный объем научных публикаций по теме исследования, изучены монографии и сборники научных конференций, каталоги музейных экспозиций, выставок ювелирного и камнерезного искусства в России и за рубежом, пресс-релизы аукционных торгов. Наконец, были системно изучены электронные ресурсы: официальные интернет-сайты музеев, галерей, аукционных домов, персональные сайты художников-камнерезов.
На этой базе диссертантом была комплексно проанализирована, обобщена и систематизирована впечатляющая по объему информация, что позволило ему решить ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, отвечающих целям исследования. Органичность причинно-следственных связей между целью, задачами, научной новизной и положениями, выносимыми на защиту, подтверждают четко сформулированные выводы, приведенные в заключении. Эта органичность и взаимообусловленность, наряду с введением в научный оборот обширнейшего свода документальных и художественных материалов и их всесторонним анализом, является одной из сильных сторон диссертации.
Структура научного труда В.В. Скурлова отличается ясной и логически обусловленной последовательностью изложения материала. Диссертация состоит из двух томов: в первом содержится основной текст (введение, три главы и заключение, а также список литературы), во втором – два приложения: список «человеческих фигурок» (такова принятая диссертантом терминология), исполненных фирмой Фаберже, и словарь российских камнерезов и деятелей камнерезного искусства.
Во введении, согласно общепринятым правилам, автор обосновывает актуальность темы, характеризует степень научной разработанности проблемы, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, называет его источниковую базу, перечисляет методы исследования, формулирует положения, выносимые на защиту, обозначает научную новизну диссертации, ее теоретическую и практическую значимость, приводит рекомендации по использованию результатов исследования и сведения об апробации.
В главе 1 «Камнерезное искусство России: история и основные центры» дается культурно-исторический анализ художественной обработки цветного камня в России.
В первом параграфе «История петербургской школы камнерезного искусства» рассматривается своеобразие дореволюционного и советского этапов становления и развития этого вида искусства в одном из ведущих художественных центров России. Говорится о значении деятельности Петергофской гранильной фабрики, отмечается роль иностранных мастеров в становлении и эволюции камнерезного искусства России XVIIIXIX веков, анализируется сложившаяся в России система обучения мастеров декоративно-прикладного искусства, одной из вершинных точек которой стало открытие в С.-Петербурге Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Говоря о советском периоде развития камнерезного искусства, автор диссертации отмечает его непродолжительный упадок в послереволюционные годы и новый подъем в конце 1920 – начале 1930-х годов, связанный с деятельностью треста «Русские самоцветы». Отмечается, что в советское время Центральное училище технического рисования, переименованное в Художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, оставалось одним из лидеров в области подготовки художников-прикладников, в том числе, в области камнерезного искусства. На основании приведенных фактов делается вывод, что Петербург–Ленинград на протяжении трех столетий являлся ведущим центром развития камнерезного искусства не только России, но и мира.
Во втором параграфе «История уральского и алтайского камнерезного искусства» рассматривается история развития двух других знаменитых региональных школ России. Отмечается, что становление уральской камнерезной школы связано с открытием в XVIII веке Екатеринбургской гранильной фабрики и ее реорганизацией в начале XIX века по инициативе президента Академии художеств графа А.С. Строганова. Упоминаются ведущие мастера фабрики и отмечается своеобразие некоторых технических приемов, разработанных уральскими мастерами. Особое внимание уделено творчеству А.К. Денисова-Уральского, открывшего камнерезную мастерскую в С.-Петербурге, анализируются его произведения, уточняются хронологические и стилистические аспекты его творчества. Важнейшей частью этого параграфа является исторический анализ образовательной деятельности в области подготовки уральских мастеров-камнерезов, как в дореволюционный, так и в советский период. В параграфе описывается также история алтайской камнерезной школы, начавшаяся в 1802 году с основанием Колыванской шлифовальной фабрики, которая во второй половине XIX века тесно сотрудничала с фирмой Фаберже, но по ряду причин пришла упадок еще в дореволюционное время. Важным итогом главы становится выявление роли и особенностей ведущих провинциальных предприятий отрасли и их связей с творческими силами С.-Петербурга.
Глава 2 «Камнерезное искусство фирмы Карла Фаберже» посвящена анализу камнерезного искусства в контексте всей многогранной деятельности фирмы.
В первом параграфе главы «Творческая деятельность и художественное производство фирмы Карл Фаберже» исследуются основные этапы деятельности фирмы, рассматривается эволюция ее организационно-управленческой системы, анализируется стилистическое разнообразие продукции фирмы, а также художественная деятельность некоторых ее знаменитых сотрудников (дана, в частности, характеристика творчества Ф. П. Бирбаума, М.Е. Перхина, Г. Вигстрема, О.О. Мая, К.Ф. Цейдлер, Б.О. Фредмана-Клюзеля и др.). Отмечается, что «Карлу Фаберже удалось наладить практически эталонную систему функционирования фирмы художественной промышленности, которая служит образцом для подражания ювелирным фирмам мира до настоящего времени. Это была совершенная инновационная креативная фирма, работавшая как хорошо налаженный механизм. Многие идеи Фаберже востребованы до сих пор». (С. 67).
Во втором параграфе «Камнерезное искусство как часть творческой и художественной деятельности фирмы Фаберже» рассматривается ассортимент камнерезных изделий фирмы и определяется круг скульпторов, которые моделировали для нее камнерезные изделия. Отмечается, что в ранний период «предметы, выполненные из полудрагоценных камней Урала и Сибири, представляли собой своеобразный “фон”, на котором демонстрировалась ювелирная работа мастеров фирмы» (С. 68). Создание же в 1908 году на фирме Фаберже собственной камнерезной мастерской способствовало повышению художественного уровня изделий фирмы и выработке нового понимания природы камня, который постепенно становился не просто фоном, но полноправным партнером в сложносочиненном изделии. В диссертации рассматриваются сюжетные мотивы камнерезного искусства, анализируется стилистическое многообразие произведений и техника их исполнения, выявляется геммологическая составляющая рассматриваемого вида искусства.
В третьем параграфе «Камнерезные человеческие фигурки фирмы Фаберже» представлена типология художественных образов и их описание. При этом отмечается, что в основу классификации изделий данного вида могут быть положены также геммологический и стилистический принципы. В этом параграфе определен круг скульпторов, работавших над созданием моделей для статуэток, и указан ряд ювелиров, работающих над деталями и аксессуарами. Особое внимание уделено технологии создания фигурок из камня, выявлению наиболее популярных пород камней, идущих на изготовление фигурок. Указан круг заказчиков и коллекционеров камнерезных фигурок, включающий императора Николая II и других титулованных особ. В параграфе утверждается, что «мастерами Фаберже была создана уникальная коллекция “человеческих фигурок”. Она типологически и стилистически разнообразна. Ее отличает синтез камнерезного дела и ювелирного искусства. Ее изделия до сих пор вызывают восторженное восхищение техникой и желание у современных мастеров «поспорить» с творениями прошлого, повторяя известные образцы фирмы или создавая новые типы камнерезных фигурок». (С. 101).
Четвертый параграф «Камнерезные изделия фирмы Фаберже и современных российских камнерезов на выставках, антикварном и художественном рынке» посвящен выявлению взаимосвязи художественных и экономических составляющих выставочной деятельности, т.е. художественному рынку. В параграфе рассматривается история художественно-промышленных и индустриальных выставок в России, а также зарубежных международных выставок, на которых были представлены изделия ведущих ювелирных домов России, в том числе и фирмы Фаберже. Анализируются процессы, связанные с продажей изделий фирмы Фаберже государственными структурами за границу в послереволюционное время и говорится о бытовании изделий фирмы на «черном рынке» внутри страны. Уделено внимание «выставочному буму» на изделия Фаберже в России с конца 1980-х годов, детальному анализу с применением экономической статистики подвергается современное состояние отечественного и зарубежного антикварного рынка.
Глава 3 «Камнерезное искусство российских последователей Фаберже» посвящена исследованию традиций фирмы Фаберже на современном этапе.
В первом параграфе «Петербургское камнерезное искусство конца ХХ – начала ХХI века» рассмотрены общие проблемы современного камнерезного искусства и охарактеризовано творчество отдельных петербургских мастеров. Отмечено, что в 1990-е годы отечественное камнерезное искусство проходило стадию восстановления утраченных технологических знаний и эстетического опыта. По мере накопления опыта количество стало переходить в качество, а в творчестве лучших художников наметилась тенденция формирования индивидуального стиля. По словам диссертанта «в настоящее время в камнерезном искусстве мы можем наблюдать как традиции прошлого, так и новаторские поиски. Они настолько переплетены, что составляют неразделимый сплав, характеризующий современное камнерезное творчество мастеров Петербурга» (С. 115). В параграфе приводится разработанная диссертантом и подтверждаемая примерами типология образов камнерезных «человеческих фигурок» и отмечается многообразный характер стилистики произведений, созданных ведущими петербургскими мастерами. Здесь же затрагиваются важные вопросы профессиональной подготовки камнерезов. Диссертант показывает, что «Петербург и в настоящее время является ведущим центром в области камнерезного искусства, которое переживает истинный ренессанс» (С. 128).
Второй параграф «Творческая деятельность художников и мастеров Урала в области камнерезного искусства» посвящен рассмотрению общих проблем современного камнерезного искусства и творчеству отдельных мастеров этого региона. Здесь, также как и в предыдущем параграфе, приводится разработанная диссертантом типология художественных образов, подробно анализируются техника и материалы, используемые уральскими камнерезами. Диссертант отмечает, что «в типологии образов, технике и использовании материала в работе уральцев мирно сосуществуют традиции, идущие не только от К. Фаберже, но и от его соперника в области камнерезной пластики – выходца с Урала – А. Денисова-Уральского» (С. 131). Особое внимание диссертант уделяет коллекционерской и экспозиционно-выставочной деятельности местных музеев и вопросам частного коллекционирования произведений уральского камнерезного искусства. В этом же параграфе кратко описана деятельность и других региональных центров камнерезного искусства России: Иркутска, Горно-Алтайска, Уфы, Новосибирска и др.
В третьем параграфе «Традиции Карла Фаберже в творчестве современных камнерезов» рассматривается стилистическая преемственность современных мастеров камнерезного искусства по отношению к историческим традициям, анализируется влияние типологических образов, созданных мастерами прошлого, на тематическую и жанровую составляющую творчества современных мастеров. Уделяется внимание и вопросам применения организационно-практического опыта фирмы Фаберже, в частности опыта разделения труда при создании сложного произведения, требующего соединения профессиональных навыков и технологий скульптора, камнереза и ювелира.
В Заключении диссертант подводит общий итог исследования и формулирует основные выводы – точные и убедительные. Отмечается, что «Фирма Фаберже являет собой образец частной мастерской второй половины XIX – начала ХХ века, чья многогранная творческая деятельность, четкая организационная система и высокая техническая оснащенность способствовали расцвету ювелирного и камнерезного искусства России» (С. 144). При этом «современные камнерезные мастерские и камнерезы С.-Петербурга и Урала продолжают в своем творчестве традиции фирмы Фаберже» (С. 145).
Таким образом, в диссертации В. В. Скурлова всесторонне рассмотрены организационно-практические и творческо-эстетические особенности деятельности фирмы Фаберже, исследованы стилистические и типологические особенности камнерезных «человеческих фигурок», дана оценка востребованности произведений фирмы на современном отечественном и международном антикварно-художественном рынке, а также проанализирована деятельность современных камнерезных мастерских и камнерезов С.-Петербурга и Урала, продолжающих в своем творчестве традиции фирмы Фаберже.
Профессиональный подход к исследованию, объективность и достоверность выводов диссертации подтверждены многочисленными публикациями диссертанта, в том числе семью монографиями по истории ювелирного и камнерезного дела в России и по вопросам антикварно-художественного рынка, статьями в журналах и докладами на научных и научно-практических конференциях. Монография диссертанта «Фаберже и русские придворные ювелиры» (М., 1992, в соавторстве с Г. Г. Смородиновой) и фундаментальный коллективный труд «Фаберже и петербургские ювелиры», выпущенный под его общей редакцией (СПб., 1997), давно стали настольными пособиями для специалистов, изучающих историю отечественного декоративно-прикладного (в том числе камнерезного и ювелирного) искусства. Этот ряд продолжают книги последних лет, в частности, изданная под общей редакцией В. В. Скурлова монография «К. Фаберже и его продолжатели» (СПб., 2009) и коллективный труд «Антикварный рынок Петербурга» (СПб., 2008; в соавторстве с В. А. Толмацким и А. Ч. Ивановым), которые не ограничиваются задачами искусствоведения, но имеют также значение трудов исторического и краеведческого характера (не случайно последняя из названных работ удостоилась в 2009 г. диплома Анциферовской премии в числе лучших научных работ по петербургскому краеведению). Добавим к этому, что материалы диссертационного исследования использовались действующими камнерезными и ювелирными фирмами С.-Петербурга и Екатеринбурга.
В качестве частного замечания, которое ни в коей мере не может повлиять на общую – высокую – оценку работы, выскажу следующее: в диссертации, на мой взгляд, недостаточно прояснены причины закрытия в советские годы ведущих камнерезных предприятий России, а именно – бывших императорских Петергофской гранильной, Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик. Думается, что обстоятельства их почти одновременного закрытия еще предстоит изучить и осмыслить, что, как надеюсь, получит отражение в будущих публикациях диссертанта и в докторской диссертации, которая, несомненно, должна стать продолжением его многолетней и плодотворной научной работы.
По актуальности, научной новизне, теоретической и практической значимости диссертация Валентина Васильевича Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX – начало XXI вв.)», соответствует п. 7 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», а ее автор заслуживает присвоения степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – теория и история искусства.
Автореферат и опубликованные работы отражают основное содержание диссертации и дают ясное представление обо всем комплексе рассматриваемых в ней проблем.

Северюхин Дмитрий Яковлевич,
доктор искусствоведения,
профессор кафедры художественного образования и музейной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена
15.05.2012
Подпись Д. Я. Северюхина удостоверяю:

Комментариев нет:

Отправить комментарий