на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича
«История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX – начало XXI вв.)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».
Диссертация В.В. Скурлова посвящена исследованию истории русской фирмы Фаберже, в частности ее камнерезного направления, а также влиянию этой фирмы на творчество современных последователей – художников по камню.
Заявленная тема диссертации является на сегодняшний день малоизученной (в особенности это касается современного состояния дела), поэтому обращение к ней диссертанта очень важно.
Автором проведена большая исследовательская работа, благодаря которой удалось практически полностью восстановить историю создания, функционирования, состав и основные направления работы фирмы Фаберже в разные периоды времени. Выявлены художники и фирмы, сотрудничавшие с Фаберже.
Наиболее важной частью автореферата является освещение отличительных особенностей современных камнерезных школ: петербургской и уральской, а также отмечено появление новых камнерезных мастерских в Сибири (Иркутск, Новосибирск).
Диссертантом были предприняты многочисленные поездки по стране, он лично знаком со с многими мастерами-камнерезами и ювелирами, эта подвижническая деятельность В.В. Скурлова помогает реально видеть и анализировать процессы, происходящие в современном камнерезном искусстве.
Очень убедительно автором доказано, что современные художники камня не только следуют традициям Фаберже и Денисова-Уральского, но и творчески развивают их, как в стилеобразующем аспекте, так и в технологическом. Им отмечено появление новых жанров, сюжетов, стилей – все это говорит о том, что направление «человеческие фигурки» далеко не исчерпано, причем оно характерно только для России, за рубежом подобных работ нет.
К сожалению, не нашла отражения в автореферате тема бюстов (хотя автор, безусловно этой информацией владеет). А ведь это одно из сложных, но интересных направлений, которое было у Фаберже, передать сходство в твердом камне мог не каждый мастер, и какое развитие оно получило в наше время.
Ценность данной диссертации в том, что автор ввел в научный оборот много новых имен, фактов, материалов, что безусловно будет важно для дальнейших исследований.
В целом, автореферат В.В. Скурлова отражает основное содержание диссертации, диссертант весьма обстоятельно обосновал новизну и актуальность избранной темы. Все это позволяет признать диссертацию очень очень серьезным исследованием и заслуживает присуждения В.В. Скурлова ученой степени кандидата искусствоведения.
Художник-реставратор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства,
Член Союза художников России ЖУКОВ А.И.
12.05.2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий