воскресенье, 27 мая 2012 г.

ЖУКОВ Анатолий Иванович, художник-реставратор высшей категории, член Союза Художников РФ. ОТЗЫВ.

на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича
«История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX – начало  XXI вв.)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».
   Диссертация В.В. Скурлова посвящена исследованию истории русской фирмы Фаберже, в частности ее камнерезного направления, а также влиянию этой фирмы на творчество современных последователей – художников по камню.
     Заявленная тема диссертации является на сегодняшний день малоизученной (в особенности это касается современного состояния дела), поэтому обращение к ней диссертанта очень важно.
    Автором проведена большая исследовательская работа, благодаря которой удалось практически полностью восстановить историю создания, функционирования, состав и основные направления работы фирмы Фаберже в разные периоды времени. Выявлены художники и фирмы, сотрудничавшие с Фаберже.
     Наиболее важной частью автореферата является освещение отличительных особенностей современных камнерезных школ: петербургской и уральской, а также отмечено появление новых камнерезных мастерских в Сибири (Иркутск, Новосибирск). 
    Диссертантом были предприняты многочисленные поездки по стране, он лично знаком со с многими мастерами-камнерезами и ювелирами, эта подвижническая деятельность В.В. Скурлова помогает реально видеть и анализировать процессы, происходящие в современном  камнерезном искусстве.
    Очень убедительно автором доказано, что современные художники камня не только следуют традициям Фаберже и Денисова-Уральского, но и творчески развивают их, как в стилеобразующем аспекте, так и в технологическом. Им отмечено появление новых жанров, сюжетов, стилей – все это говорит о том, что направление «человеческие фигурки» далеко не исчерпано, причем оно характерно  только для России, за рубежом подобных работ нет.
       К сожалению,  не нашла отражения в автореферате тема бюстов (хотя автор, безусловно этой информацией владеет). А ведь это одно из сложных, но интересных направлений, которое было у Фаберже, передать сходство в твердом камне мог не каждый мастер, и какое развитие оно получило в наше время.
    Ценность данной диссертации в том, что автор ввел в научный оборот много новых имен, фактов, материалов, что безусловно будет важно для дальнейших исследований.
    В целом, автореферат В.В. Скурлова отражает основное содержание диссертации, диссертант весьма обстоятельно обосновал новизну и актуальность избранной темы. Все это позволяет признать диссертацию очень очень серьезным исследованием и заслуживает присуждения В.В. Скурлова ученой степени кандидата искусствоведения.

Художник-реставратор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства,
Член Союза художников России       ЖУКОВ А.И.
12.05.2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий