ВЛАДИМИРОВ Иван
Алексеевич К юбилею, 150-летию со дня рождения
художника. Судьба художника,
ровесника Василия Ивановича Зуева.
При изучении биографий столь
непохожих художников, как Иван Владимирова и Василий Зуев обнаруживается целый
ряд интересных совпадений, связанных с темой Фаберже, Петербургом –
Петроградом, Парижем, Кавказом, дачами в Келлмяки, Центральным училищем
технического рисования барона Штиглица и Академией художеств, Русско – японской
и Первой мировой войной. Оба художника – русского происхождения.
Иван Владимиров учился у проф. Б.
Виллевальде, который сам, в свою очередь, учился у деда Карла Фаберже,
художника Карла Юнгштедта. Другой учитель Ивана Владимирова, проф. А. Кившенко,
преподавал в ЦУТР барона Штиглица, в годы, когда там учился Василий Зуева, он
же воспитал миниатюриста Александра
Блазнова, предшественника Василия Зуева. Оба художника, и Владимиров и Зуев
обучались в Императорской Академии художеств и повышали свою квалификацию в
Париже. Оба художника – участники Русско – японской и Первой мировой войн. Оба
работали в разное время на Кавказе )Зуев в 1910-х гг. лечился в Сухуме).Агафон
Карлович Фаберже и Иван Владимиров имели дачи в Келломяки (45 км от Петрограда,
на территории в Финляндии), а Евгений Фаберже имел там
участок.
Наконец, очень важный
аргумент. Именно из-за революционных событий 1917 г., столькрасочно отраженных
в акварелях и графических работиахИвана
Владимирова, Василий Зуев покинул Петроград, хотя еще раз приезжал туда в 1921
и 1923 гг. и успел увидеть НЭП, также ярко отраженных Иваном Владимировым.
ХХХХХХХ
Иван Алексеевич Владимиров
родился 10 января 1870 ((29 декабря 1869 ), Вильно, Российская империя — 14 декабря 1947, Ленинград, СССР) —
российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный
деятель искусств РСФСР.
Художник родился в
Вильне. Отец, Алексей Порфирьевич Владимиров, священник, одно время
работал библиотекарем при Московском Английском клубе. Мать художника была
известной английской акварелисткой Элизабет Вакгорн.Увлечение живописью Иван унаследовал от
матери. Благодаря ей он прекрасно
владел английским языком, и поддерживал добрые отношения с родственниками,
о чём говорит тот факт, что в 12 лет убежал из дома, добрался через Вильно в
Либаву, а оттуда – в Англию к дяде Вакгорну, владевшему пароходом, и проплавал
с ним более полугода.Получил художественное образование в Виленской
рисовальной школе Ивана Трутнева
(1827 – 1912, академик и почетный вольный общник ИАХ). Учился в Санкт-Петербургском юнкерском
училище, по болезни оставил службу. В 1891—1893 гг. учился в
Императорской Академии художеств, где специализировался у Богдана Виллевальде (1819 – 1903, академик, заслуженный профессор батальной
живописи, член Совета ИАХ; живописи
учился сперва у художника Карла
Юнгштедта, тестя Густава Фаберже), Алексея Кившенко (1851 – 1895, действительный член и профессор ИАХ, в 1883 –
1889 преподавал в ЦУТР бар. Штиглица) и Франца Рубо (1856 – 1928, академик и
профессор ИАХ).
Проводил ежегодно лето
на Кавказе в
горных аулах,
привозя оттуда материал для картин, удостоенных больших и малых серебряных
медалей: «Взятие турецкого редута», «Перевязочный пункт во время Кавказской
войны». За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» в 1893 году
получил звание классного художника второй степени, что давало ему возможность
начать самостоятельное творчество. В 1897 году за полотно «Бой адыгейцев на
реке Малке» был удостоен звания классного художника первой степени.Продолжая
образование, Иван Владимиров едет в Париж, где совершенствуется под
руководством известного баталиста Эдуарда Детайля.Вернувшись на родину, он сотрудничает с
популярными журналами того времени - "Нивой" и "Огоньком".
В 1906 году Владимиров был арестован за картины „Арест студента" и «Бой на
Пресне» и с тех пор был под надзором полиции.
Был художественным корреспондентом в
период русско-японской (1904—1905), балканских (1912—1913) и Первой мировой войн. Автор циклов картин,
посвящённых русско-японской войне («Орудие в опасности», «Артиллерийский бой»,
«Вернулся с войны», «В Манчжурии», «Разведка в ливень», «Допрос пленного»,
«Усиленная рекогносцировка»), революционным событиям 1905 года («У Зимнего
дворца», «Бой на Пресне», «На баррикадах в 1905 году»), жизненным композициям
(«На дровяном складе», «Благотворитель», «Горе», «Изобретатель и капиталист»,
«Именины деда»), Первой мировой войне, зарисовками военных операций для журнала
«Нива», акварелей, фотографий. Его рисунки печатал
лондонский «TheGraphic»‒ первый в
мире художественный иллюстрированный журнал.
Первая работа, изображавшая русских пехотинцев, штурмующих австрийские позиции, была опубликована за подписью «Mr. JohnWladimiroff» 21 ноября 1914 года. «Нива» писала в те годы, что работы Владимирова можно встретить «почти в каждом номере лондонского «TheGraphic», знаменитого французского «Illustration» и целого ряда американских журналов.
Первая работа, изображавшая русских пехотинцев, штурмующих австрийские позиции, была опубликована за подписью «Mr. JohnWladimiroff» 21 ноября 1914 года. «Нива» писала в те годы, что работы Владимирова можно встретить «почти в каждом номере лондонского «TheGraphic», знаменитого французского «Illustration» и целого ряда американских журналов.
В 1911 году Владимиров хотел выставить
свои картины в модернистском Салоне, но организаторы отказались от «устаревших»
работ. Тогда Владимиров написал, «не считаясь с точностью рисунка и не
стесняясь в подборе красок», три новых полотна и отправил их на выставку с
подписью «Карлъ Флинт. Хельсинки». Картины оценили и зрители, и
профессиональные критики. Флинта назвали «национальным
художником-самородком», а основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа отметил, что автор картин точно
отразил «художественное мировоззрение своего народа». Ближе к концу
выставки Иван Владимиров опубликовал в газетах письмо, в котором признался, что
под псевдонимом скрывался именно он.
Моя заметка произвела потрясающее действие: весь Петербург узнал, что
художник Владимиров жестоко высмеял устроителей Салона и разоблачил
«новаторство». На следующий день и позже я стал получать десятки писем и
открыток с приветствиями и несколько ругательных открыток, в которых безымянные
авторы обещали «жестоко наказать меня за обман.
Вскоре после выхода этой заметки
Владимиров получил письмо от Ильи Репина. Знаменитый художник
писал: «Дорогой Иван Алексеевич, Спешу приветствовать
Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями,
вообразившими себя новаторами нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла убийственный удар по всем
декадентам и прочим мазилкам — врагам реализма в живописи».
В 1910-х годах жил с женой и двумя
дочерьми на своей даче Келломяки, на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи
Владимирова входит в состав губернаторской дачи поселка Комарово. ВКелломяки
также имели собственные дачи Агафон Карлович Фаберже и архитектор Карл Шмидт.
Также в Келломяки отдыхал Алексей Козьмич Денисов – Уральский.
После Октябрьской революции 1917 года Иван
Владимиров ушел из «Нивы». В 1917–1918 годах он сотрудничал с петроградской
милицией — рисовал фотороботы преступников и делал эскизы будущих картин.Сделал
большой цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов ("«Арест
царских генералов» (1918), «Петроград. Весна 1918» (1918) и др.)
Все время моей милицейской службы я имел с собой альбомчик и свободно
зарисовывал все, что интересовало меня. Придя домой, я дополнял неясные штрихи
и зарисовки и даже иногда закрашивал их акварелью, таким путем собрал
богатейший материал для будущих картин, отображающих сцены и эпизоды
революционной борьбы.
(По книге Владимира Шака «Революционные акварели Ивана Владимирова»)
В 1920-х
и 1930-х годах Владимиров изображал события первых лет советской власти на
картинах «Сжигание орлов и царских портретов», «Разгром помещичьей усадьбы» и в
других работах. Также художник создавал зарисовки из жизни Владимира Ленина и
Иосифа Сталина, писал сцены мирной советской жизни. Критики ценили
документальную точность в «революционных акварелях» Владимирова и отмечали, что
в его манере письма чувствуется влияние передвижников. Владимиров стал популярен: его иллюстрации печатали в
советских журналах, а картины выставляли в художественных галереях. В 1937 году
полотна Владимирова показали на Всемирной выставке в Париже.
Был членом Ассоциации
художников революционной России. С 1932 года член ленинградского Союза советских художников.
Писал картины на историко-революционные и батальные темы
(«В. И. Ленин на митинге» (1923), «Взятие будёновцами Мелитополя»
(1925), «Бегство буржуазии из Новороссийска» (1926), «Ликвидация Врангельского
фронта» (1932), «Баррикады в Испании» (1936), «В. И. Ленин и
И. В. Сталин в Разливе в 1917 году» (1937), «Иностранцы в Ленинграде»
(1937), «Въезд советских войск в Выборг» (1939), «Сдача финнов» (1940)).
Участвовал в выставках «Красная Армия в советском искусстве» (1930), «15 лет
РККА» (1933), в работе Всемирной выставки в Париже (1937).Его работы
воспроизводились в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в
30-40-е гг.
В годы Великой Отечественной войны
находился в блокадном Ленинграде, готовил плакаты, выполнял эскизы и зарисовки,
писал картины («Бой за Тихвин», 1943; «Бой на улицах Берлина», 1946), вел
дневник блокады.
Скончался 14 декабря 1947 года в
Ленинграде на 78-м году жизни.
ХХХХХХХХ
Произведения И. А. Владимирова хранятся
в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях.
Его называют «бытописатель революции». "Настоящий
художник должен быть правдив" - говорил Иван Владимиров. Благодаря его
работам перед нами предстает истинная, без прикрас, история революционных
событий.
Не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике.
Не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике.
Так называемая "Красная
гвардия" в Петрограде.
Рисунок из журнала "TheGraphic" от 19 января 1918 года. Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html
Рисунок из журнала "TheGraphic" от 19 января 1918 года. Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html
В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий
английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с
американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди
его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (SpurgeonMiltonKeeny) и
Этан Теодор Колтон (EthanTheodoreColton). Все четверо приобретали его рисунки,
которые затем вывезли в Америку.(Источник: ljwanderer ARA-персонажи).
Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей almamater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).Голдерплатил художнику 5 долларов (10 рублей золотом) за рисунок из своих личных средств.
После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.
Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "RussiainRevolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.
Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. Наодномизрисунковестьдарственнаянадпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)
Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей almamater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).Голдерплатил художнику 5 долларов (10 рублей золотом) за рисунок из своих личных средств.
После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.
Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "RussiainRevolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.
Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. Наодномизрисунковестьдарственнаянадпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)
В феврале-марте 2017 года в Музее современной истории России прошла
выставка «Революция. Первый Залп. Иван
Владимиров - свидетель непростого времени». Работы живописца реалистической школы, автора цикла документальных
зарисовок 1917—1918 гг. Представлено более 50 живописных и графических
произведений Ивана Владимирова, созданных им в первой половине XX века, из
собрания музея и частной коллекции Владимира Руги
Подписи:
1917 «На
рабочей окраине в дни свержения самодержавия»
1918
«Конфискация»
1918
«Расстрел»
. «На улицах Петрограда». 1918. Собрание Владимира Руги
«Арест царских генералов». 1926
Первые признаки
недовольства большевиками начали
проявляться в эскизах художника для «TheGraphic» уже с сентября 1917 года. Последняя
работа, изображавшая красноармейцев, грабящих поезд, появилась в газете в
субботу, 14 сентября 1918 го
Источник Революция глазами очевидца.
Неоднозначная выставка...
Иван Владимиров, автопортрет. 1910 г.
Владимиров с отцом, супругой и дочерью на даче в Келломяки.
Дача Ивана Владимиров в Келломяки, 1913
Комментариев нет:
Отправить комментарий