понедельник, 23 декабря 2019 г.

Баранов Евгений Феликсович


Баранов Евгений Феликсович, г. Москва, родился 12 сентября 1963 г. в  городе Опочка Псковской области. С  1981г. по 1985г. обучался миниатюрной живописи на эмали в Федоскинской Школе     Миниатюрной Живописи (ФШМЖ)  на факультет Ростовской финифти (мастерская Натальи Викторовны Власовой).     С 2008г. по 2013г. проходил вечернее обучение в Московском Государственном Горном Университете (МГГУ) на факультете Технология художественной обработки материалов (ТХ). Незаконченное высшее.
      По окончании ФШМЖ  первое время занимался традиционной «цветочной» росписью на эмали, сотрудничая с творческими кооперативами по выпуску  бижутерии в стиле «Ростовская финифть».  С конца 80-х занялся серьезным освоением миниатюрной иконописи на горячей ювелирной эмали  и с  1993г. началось сотрудничество с ведущей московской ювелирной Творческой фирмой «Сирин», где и занимался  эмалевой миниатюрой и дизайном драгоценных изделий и  православной атрибутики. Прошел многотрудный путь от рядового художника по эмали, художника-дизайнера и до главного художника Творческой фирмы «Сирин».
       В 2003-2008гг. руководил ювелирным классом школы Акварели Сергея Андрияки, где происходило обучение талантливой молодежи миниатюрной эмалевой живописи и дизайну ювелирных украшений по авторским, самобытным, методикам. Работы выпускников даже были использованы при изготовлении ювелирных произведений фирмы «Сирин.  В Московском Колледже декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже  неоднократно приглашался в дипломную комиссию на защиту дипломов выпускниками колледжа, а также в жюри Московского городского конкурса профессионального мастерства молодых художников-прикладников и ювелиров.
         Является большим энтузиастом  и пропагандистом русской художественной горячей эмали,  с 2007г. публикуется в отраслевой ювелирной прессе, популярно и доходчиво рассказывая об истории и особенностях Отечественной ювелирной эмали, ведет многолетний образовательный цикл статей о технологии и особенностях ювелирной эмали в журнале Jewelry Garden (Драгоценный Сад). На Фейсбуке постоянно проводит удаленные мастер-классы по написанию эмалевой миниатюры, консультирую начинающих художников – своих многочисленных подписчиков.
.     Принимал  посильное участие в программе реставрации и поновления Православных святынь и реликвий Валаама. Является художником скульптурных проектов иконографических  памятников   Св. князя Владимира для г. Владимир и Св. Петра и Февронии для г. Великий Новгород (Скульпторы – П.Панчнеко, А.Крайнов).
     Работы исполняет скорее в историческом стиле, опираясь на творчество мастеров «Большого стиля» рубежа 19-20 вв., продолжая высокие традиции отечественного ювелирного дела, развиваясь на прочном фундаменте советской ювелирной школы, обращенном к национальному наследию. Баранов Евгений относится, несколько условно, к весьма малочисленной группе художников-миниатюристов,  работающих в рамках «Московского стиля» живописи по эмали.
     С 90-х годов разрабатывал технологии эмалевой живописи по опалесцирующим горячим эмалям  и по эмали-гильоше, и методики нанесения сугубо миниатюрного изображения по горячей ювелирной эмали.  Был освоен и введен в практику крайне капризный, но яркий и выразительный материал – опалесцирующая эмаль завода «Дружная горка» (Ленинград).  Использование традиционной общепринятой «мазковой» манеры письма не позволяло полностью раскрыть богатые возможности  появившихся к этому моменту импортных  красок для письма на эмали, но уже  с 80-х годов разрабатывал свою уникальную «иголочную» технику миниатюрного письма. Появление новых материалов позволило удачно и результативно объединить эти две новации и последние двадцать лет исполняю миниатюрную живопись только на опалесцирующей эмали-гильоше по золоту (750).  Самая яркая отличительная черта этой эмалевой техники видна сразу. Красочное многоцветье живописи, подсвеченное изнутри игрой света на золотой, гильошированной поверхности,  соединяется с блеском металла и драгоценных камней в ювелирном произведении в цельное художественное впечатление. Вставка с миниатюрой на опалесцирующей эмали становится не частью, а самим драгоценным ювелирным изделием во всей полноте восприятия произведения. 
     Какие из своих произведений, серий или тем Баранов Евгений  считаете основными.        Первый же серьезный проект – памятное изделие к 850-летию Москвы – Потир «Юбилейный» (Москва, 1997, автор  проекта и живопись по эмали – Е.Баранов), где в стилистике культового сосуда показаны важные исторические события истории Столицы, был отмечен дипломом на выставке «Ювелир-97».  Важным этапом было создание Печати «Президентской» (Москва, 1998, автор  проекта и живопись по эмали – Е.Баранов). Вопреки пожеланию Заказчика, было спроектировано и написано четыре миниатюрные образа Богородицы на Печать. Решение было аргументировано защищено и Геральдический Совет принял такое прочтение темы, а изделие было показано на площадке «Ювелир-98» и получило заслуженную награду. Еще до официальной канонизации РПЦ Царственных Страстотерпцев был предложен руководству фирмы «Сирин» проект Пасхального яйца, посвященного Николаю II и его семье. К 2003 г. драгоценное произведение было закончено (Москва, 2003, автор  проекта и живопись по эмали – Е.Баранов), с успехом показано в Гостином  дворе на «Русском стиле – 2003» и отмечено дипломом. Большое удовольствие и удовлетворение доставила совместная работа над Пасхальным яйцом «Памяти Михаила Перхина» по проекту Татьяны Жарковой (Москва, 2006, Автор проекта – Т.Жаркова, живопись по эмали – Е Баранов), куда  была написана серия миниатюр с шедеврами фирмы Фаберже и портрет самого Михаила Перхина для складня-сувенира в это яйцо.  В этой работе было выражено уважение и благодарность нашим предтечам, мастерам фирмы Фаберже от теперешних мастеров фирмы «Сирин». Еще одно название этого произведения – «Ювелирный памятник Ювелирам». Оно с большим успехом было показано на ряде выставок и дипломировано. Еще одним ярким и самобытным ювелирным произведением  был Глобус  «Первопроходцы Земли Сибирской» (Москва, 2004, автор проекта и живопись по эмали – Е.Баранов), где была отдана дань нашим бесстрашным и славным героическим предкам. Изделие тоже имеет яркую наградную историю. Не обойдя стороной и другое значимое событие Отечественной истории, было спроектировано и написан ряд миниатюр для большого Пасхального яйца «Двести лет славной победе» к юбилею событий 1812г., созданного в традициях «Большого стиля» (Москва, 2012, автор проекта и живопись по эмали – Е.Баранов). Произведение  широко экспонировалось и имеет награду с выставки в Гохране России.  Когда мастерские Гохрана изготавливали точные реплики главных Державных символов  из Алмазного фонда Московского Кремля для экспонирования за рубежом, то была доверена ответственная задача по написанию копийной миниатюры «Св. Георгий» на эмалевом орле (Москва, 1999,  Живопись по эмали – Е.Баранов), венчающим Императорский скипетр. Задача была успешно выполнена и эти драгоценные экспонаты  теперь в коллекции Алмазного фонда.
        Большое количество изделий с иконописными миниатюрами было исполнено для Русской Православной Церкви, от миниатюрных нательных крестиков и образков и до больших наперсных крестов и панагий. Особенно мощный эмоциональный след  оставила работа над рядом панагий для Святейшего патриарха Алексия II (Москва, 2007, живопись по эмали – Е.Баранов, «Ювелирный дом Аристократ»), особенно когда Патриарх  появился публично в одной из них на подписание Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата в 2007г.  Интересной, сложной и ответственной была  работа над иконой Валаамской Божией матери (Москва.2016, Автор проекта и живопись по эмали – Е.Баранов). Для написания безупречно точного Образа и благословления на этот труд потребовалась паломническая поездка на этот Святой остров.
     Много сил забрала исследовательская и исполнительская работа над складнем «Св. Троица» (Москва, 2008-2018, автор  проекта и   живопись по опелесцирующей эмали – Е.Баранов) работа продлилась много лет,  но в результате получился эталонный эмалевый образ иконы св. Троицы, показы готового изделия не остались без внимания взыскательной публики.
      Самый большой интерес у Евгения вызывает творчество мастеров «серебряного века», эпохи сложения и расцвета русского ювелирного искусства. Самый любимый художник и учитель в профессии – главный художник-миниатюрист фирмы К.Фаберже и Кабинета Императорского дворца Василия Ивановича ЗУЕВА (1870-1941).
      Разработанная Барановым Евгением «Технология нанесения миниатюрной живописи по транспарентной и опалесцирующей эмали «гильоше» получила регистрацию в Реестре Фонда  интеллектуальной собственности № 19-760  от 2 июня 2019 г.
    Творческая жизнь Евгения делится на два этапа –  на «Сирине» и после «Сирина». На фирме удалось, пользуя отличную производственную базу, квалификацию и огромный опыт мастеров, благожелательное отношение руководства ко всем смелым новациям, воплотить самые грандиозные замыслы и проекты, вырасти как художник и мастер,  и получить известность в профессиональном ювелирном сообществе. Теперь же началась большая работа по продвижению, популяризации и восстановлению лучших традиций русского искусства эмалевой миниатюры в международном масштабе в рамках проекта «Сохранение современного наследия России».




.  В каких отечественных и зарубежных выставках Вы принимали участие (укажите дату   проведения, место и полное название).
КВЦ Сокольники. Москва, сентябрь 1997 г.
Международная ювелирная выставка «Ювелир – 97».
«Почетный диплом» в конкурсе, посвященном 850-летию Москвы. Потир «Юбилейный»
…………………………………………………………………………………..

КВЦ Сокольники. Москва, сентябрь 1998 г.
Международная ювелирная выставка «Ювелир – 98».
……………………………………………………………………
КВЦ Сокольники. Москва, сентябрь 1999 г.
Международная ювелирная выставка «Ювелир – 99».
…………………………………………………………………………………….
КВЦ Сокольники. Москва, сентябрь 2000 г.
Международная ювелирная выставка «Ювелир – 2000».
……………………………………………………………………………..
КВЦ Сокольники. Москва, сентябрь 2002 г.
Международная ювелирная выставка «Ювелир – 2002».
……………………………………………………………………………………..
Гостиный двор.  Москва,  май 2003г. 
Ювелирная выставка «Новый русский стиль 2003». 
Диплом I степени Всероссийского Конкурса Ювелиров, «Золотой шедевр». Пасхальное яйцо «Святые царственные Страстотерпцы»
……………………………………………………………………………………
Гостиный двор.  Москва,  май 2005г.
Ювелирная выставка «Новый русский стиль 2005».  
Диплом «Ювелирное изделие высокой художественной ценности» конкурса «Лучшие украшения России». Пасхальное яйцо «Памяти Михаила Перхина».
…………………………………………………………………………………………………….
Гостиный двор.  Москва,  май 2006г.
Ювелирная выставка «Новый русский стиль 20065».  
2 место в номинации «Драгоценные украшения интерьера». Глобус «Покорители земли Сибирской».
……………………………………………………………………………………….

Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, 30 января – 3 февраля 2007г. 
Международная выставка православного искусства «Свет миру».
…………………………………………………………………………………………….
Кремль. Администрация Президента Российской Федерации.  Москва, февраль-март 2009г.
Выставка православного искусства «Патриарх возрождения».
……………………………………………………………………………………………
Дом Правительства Российской Федерации.  Москва, октябрь 2009г.
Выставка православного искусства «Патриарх возрождения».
………………………………………………………………………………………….
Фойе зала заседаний Президиума Правительства Российской Федерации, Дом Правительства РФ. Москва, март 2010.
Выставка избранных произведений православного искусства «Русский Ренессанс».
……………………………………………………………………………………
Храм Христа Спасителя. Москва, декабрь 2013г.
Выставка мастеров православного искусства «Свет Рождественской звезды».
………………………………………………………………………………………………….
Гохран России. Москва, май 2014г.
Выставка-конкурс ювелирного искусства «Россия. XXI век» Гохрана России.
Диплом  II степени в номинации «Высокий уровень ювелирной техники».  
Пасхальное яйцо «200 лет Славной победе».

………………………………………………………………………………………….
Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, ноябрь 2014г.
 XI церковно-общественная  выставка-форум «Православная Русь — ко Дню народного единства».
……………………………………………………………………………………….
Государственная Дума России. Москва. Апрель 2015 г.
 Выставка мастеров православного искусства «Светлая Пасха ».
………………………………………………………………………………
Гохран России. Москва, июль 2015 г.
 Выставка-презентация альманаха «Лучшие художники России. Декоративно-прикладное искусство»  ТСХ ДПИ.
……………………………………………………………………………………………………….
Гонконг.  Сентябрь 2015 г.
Международная ювелирная выставка «Hong Kong Jewellery and Gem Fair».
………………………………………………………………………………..
ВДНХ. Москва, октябрь 2015 г.
Ювелирная выставка «JUNWEX Москва 2015».
………………………………………………………………………………………………..
Кремль. Администрация Президента Российской Федерации.  Москва, ноябрь 2015г
………………………………………………………………………………………………………… Дубай. ОАЭ, декабрь 2015 г.
 Международная художественно-ювелирная выставка «Dubai International Jewellery Week 2015».
………………………………………………………………………………………………………..

Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского . Москва, март 2016 г.
Ювелирно-художественная выставка «Сокровища России».
…………………………………………………………………………………………….

Кремлевский Дворей Съездов. Москва, апрель-май 2016 г.
Выставка мастеров православного искусства «Христово Воскресение ».
……………………………………………………………………………………………………….
Государственный  Исторический Музей. Москва,  октябрь 2016г.
Выставка ювелирных произведений, финалистов конкурса «Россия XXI век» Гохрана России.
………………………………………………………………
Данилов монастырь. Резиденция Патриарха. Москва, декабрь 2016 г. 
Выставка произведений современного православного искусства России «Рождество».
……………………………………………………………………………………………………….
Центральный дом Литераторов, Москва, декабрь 2017.
Выставка «Первая профессиональная Премия Национальных Ювелирных Брендов России JEWELRY STAR»  ассоциации Национальных Ювелирных Брендов России.
Диплом  и кубок «Хрустальное кольцо» в номинации «Уникальные технологии в ювелирном искусстве».
……………………………………………………………………………………………….

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Ростов Великий, июль 2018 г.
Художественная выставка в рамках V фестиваля Ростовской финифти.
.....................................................................................................................................
Гохран России. Москва, июль 2018 г. 
Выставка-презентация альманаха «Лучшие художники России. Декоративно-прикладное искусство»  ТСХ ДПИ.
…………………………………………………………………………………………………………..

Гостинный Двор. Москва, декабрь 2018
II Общероссийская выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотые руки России»».
Диплом выставки за экспозицию миниатюрных икон
………………………………………………………………………………………………..
Сиань. Китай. Май 2019г.
Художественная выставка в рамках форума «Экспо Шелковый путь 2019»
Диплом выставки за экспозицию миниатюрных икон
……………………………………………………………………………………………………
ЛенЭКСПО. Санкт-Петербург, июнь 2019г.
Художественная выставка «Лучшие мастера России» в рамках форума «ПМЭФ 2019»
Диплом выставки за экспозицию миниатюрных икон
……………………………………………………………………………………………………….

Малый Манеж. Москва, октябрь 2019г.
Выставка ювелирных произведений, финалистов конкурса «Россия XXI век» Гохрана России
Диплом III степени в номинации «Мастера золотого и серебряного дела»
Складень «Святая Троица»
……………………………………………………………………………………………………….
ЛенЭКСПО. Санкт-Петербург, ноябрь 2019г.
 Выставка финалистов конкурса «Современное наследие России – 2019» в рамках Проекта «Сохранение национального наследия России»
Диплом Гран При в номинации «Миниатюрная живопись на эмали»
Брошь «Китайская императрица»
…………………………………………………………………………………
Гостинный Двор. Москва, декабрь 2019
 III Общероссийская выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотые руки России»».
Диплом  в номинации «Традиции и новации в современном православном искусстве»


 Награды  и звания (полное название с формулировкой и датой вручения).

    Великий Новгород,  2012.
Архиерейская Грамота «Во внимание к трудам по установке памятника святым благоверным князьям Петру и Февронии».

   Творческий Союз Художников России.  Москва, август 2007.
Серебряная медаль «За вклад в отечественную культуру».

   Москва, октябрь 2013.
Почетный памятный знак Мемориального фонда Фаберже «Орден Франца Петровича Бирбаума, главного мастера и художника фирмы Фаберже»  с присвоением звания «Главный мастер»  «За выдающиеся заслуги в ювелирном искусстве и многолетнюю творческую деятельность, способствующую пропаганде ювелирного искусства».

    Москва,  май 2016.
Почетный памятный знак Мемориального фонда Фаберже «Орден Василия Ивановича Зуева, художника-миниатюриста фирмы Фаберже». «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность в области миниатюрной живописи, развития художественного наследия фирмы Карла Фаберже и главного художника-миниатюриста фирмы Фаберже и Кабинета Императорского двора Василия Ивановича Зуева».

  Москва,  май 2018.
Почетный памятный знак Мемориального фонда Фаберже «Орден за заслуги в православном искусстве».  «За особые заслуги в православном искусстве и многолетнюю творческую деятельность в создании миниатюрных ювелирных произведений».

   Москва,   июль. 2018.
Почетный памятный знак Мемориального фонда Фаберже «Орден «Карл Фаберже – Придворный ювелир»,  «За особый вклад в развитие российского ювелирного искусства и в связи с 35-летием творческой деятельности».




Сирин. 2003.


Сирин. 2004


Сирин. 2007


Сирин. 2011. С Светланой Гнутовой


Сирин. 2014


Сирин. Памятник св. Владимиру


Учеба в ФШМЖ. Практика на Ростовской фабрике финифти 1985


Учеба в ФШМЖ. С Лукуткиной Татьяной. 1984

Комментариев нет:

Отправить комментарий