МУТЬЯ Наталья Николаевна
Родилась в Казахстане, там же прошла с отличием обучение на
художественно-графическом факультете педагогического института, выполнив в
качестве выпускной работы серию графических иллюстраций к поэме Александра
Блока «Незнакомка» (1987). В 1988 году поступила в Ленинградский (Санкт-Петербургский)
государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина на факультет теории и истории искусств, который успешно окончила в
1994, защитив дипломную работу на тему «Проблема синтеза искусств в античных
спектаклях Леона Бакста». В том же году поступила в аспирантуру Института им.
И.Е. Репина. В 2000 году в диссертационном совете Государственного Русского
музея защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата
искусствоведения по теме «Творчество Виктора Александровича Гартмана» (научный
руководитель – доктор искусствоведения Е.В. Нестерова).
В Санкт-Петербурге начала педагогическую деятельность в Санкт-Петербургском
государственном университете технологии и дизайна, затем (2005-2016 гг.)
преподавала историко-искусствоведческие дисциплинына кафедре искусствоведения
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В настоящее время Н.Н.
Мутьяработает в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им.
А.Л. Штиглицав должности доцента Центра инновационных образовательных проектов
и кафедры искусствоведения.
В 2003 году получила ученое звание доцента, с 2000 года состоит в
Международной ассоциации искусствоведов, с 2005 года является членомСоюза художников
России.
Сфера научных интересов – архитектура, изобразительное и прикладное
искусство второй половины XIX века. Автор более 70 научных и
учебно-методических публикаций, в том числе нескольких монографий: «Виктор
Гартман» (1999), «Леон Бакст» (2006), «Иван Грозный. Историзм и личность
правителя в отечественном искусстве XIX-ХХ вв.» (2010), «Под знаком Меркурия.
Декоративная скульптура архитектурных сооружений Петербурга» (2014) и учебного
пособия «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-начала XX
века» (2003). В своих научных работах особое внимание
уделяет изучению ювелирного искусства России второй половины XIX – начала XXвека. Опубликовала ряд статей, посвященных
проблеме «русского стиля» в ювелирном искусстве.
Под
научным руководством Н.Н. Мутья успешно защищены три кандидатских диссертации
по искусствоведению, чьи темы связаны с историей и современным развитием отечественного
ювелирного искусства. Среди аспирантов– В.В. Скурлов, защитивший диссертацию на
тему «Историяитрадиции фирмы
Фаберже в камнерезном искусстве России, конец XIX-начало XXI вв.» (2012) и М.А.
Осипова, защитившая диссертацию на тему«История и традиции фирмы “Болин” в
ювелирном искусстве XIX-начала XXI века» (2017).
Регулярно
принимает участиев научных конференциях, проводимых в Академии им. А.Л.
Штиглица, Государственном институте искусствознания, Государственном Эрмитаже,
Государственной Третьяковской галерее, НИИ теории и истории изобразительных
искусств РАХ, Музее Фаберже, Санкт-Петербургском государственном университете.
Научный консультант документального фильма «Двойной портрет. Самодержец
и вождь» (2018, режиссер Е.А. Попов), ставшего лауреатом конкурса «Золотое
перо» Союза журналистов Санкт-Петербурга в номинации «Культура». В настоящее
время совместно с А.В. Карповым работает над монографией, посвященной
творчеству русских художников И.С. Галкина и В.М. Измайловича.
Комментариев нет:
Отправить комментарий