ОТРЫВОК ИЗ НЕИЗВЕСТНОЙ СТАТЬИ Ф.БИРАБУМА
...Мы много и часто говорим о красоте, но редко обращаем внимание на то некрасивое, что нас окружает. Это особенно верно по отношению к предметам обихода, к тем вещам, которые ежедневно употребляем. Имея постоянно перед нашими глазами эти предметы, и если внешность их некрасива, наш глаз приучается к безвкусице, отсутствию пропорции и убожеству форм. Таких предметов в нашем обиходе неисчислимое множество, и я укажу лишь на первые, попадающиеся мне под руку предметы, предоставляя каждому интересующемуся этим вопросом дополнить бесконечный их список.
Вот передо мною стакан чаю; стакан этот представляет собой восьмигранный цилиндр с острыми углами и резко обрезанным краем. Форма суха, огранка не имеет другого назначения, кроме причинения неудобств при питье, так как она доведена до верхнего края стакана, который приходит в соприкосновение с губами. Перпендикулярность стенок представляет, кроме того, еще неудобство для мытья, у краев дна всегда остается осадок. Стакан этот стоит или, вернее, качается на блюдечке, ибо дно у блюдца ни с того ни с сего выпуклое. Форма блюдца, конечно, не соответствует форме стакана, не дополняет ее. Я, конечно, не беру на себя сейчас указать идеальную форму стакана и блюдца, то все же для контраста приведу другие образцы, которые если не идеальны, то все же не представляют собой столько дефектов. Другой, очень распространенный случай, это стеклянная банка для варенья, консервов и т. д.; форма ее также прямой цилиндр, слегка затянутый наверху для завязывания. Форма скучна и бесхарактерна, а когда банка к тому же еще высока и узка, она становится неустойчивой и неприятной. Между тем достаточно маленького отклонения от этого правильного цилиндра, без всякого ущерба для практического назначения предмета, чтобы получилась форма оживленная, приемлемая и практическая. Приведу три варианта (банки):
1. Обладает большей устойчивостью и занимает меньше места при укладке.
2. Приятна для глаза и для руки.
3. Форма слегка волниста и профиль придает игры стеклу. Переживаемое нами время обновления культуры, в том числе и художества,
требует в первую голову устранения безобразий в тех многочисленных предметах, которые нас окружают, замены убогих и бессмысленных форм; украшения формами осмысленными и художественными при всей своей простоте.
Для всего этого не нужно непременно создавать нечто невиданное до сих пор. В погоне за новизной легко заменить одно безобразие другим. Надо поставить себе определенную задачу и создавать предмет, материал, форма и пропорции которого возможно полнее соответствовали бы своему назначению и не оскорбляли глаз своим убожеством. В каждом художественном журнале, а также и в музеях должен был бы быть открыт отдел, посвященный предметам дурного вкуса, для того чтобы на них обратили внимание, избегали бы создавать и приобретать такие изделия.
Архив Российской академии наук, ф. 544, оп. 7, д. 56, л . 161 — 162
Комментариев нет:
Отправить комментарий