Небывалая военная гроза должна была вызвать подъем нашего общественного самосознания, и вот отовсюду послышались призывы освободиться от германского ига во всех его видах и проявлениях.
Один вид этого ига — это захват нашего художественно-промышленного рынка германскими и австрийскими фабрикантами. Помимо экономического ущерба, распространение германских художественных изделий в России приносит еще неизмеримый вред развитию самобытного русского прикладного искусства тем, что навязывает русскому обществу и народу чуждые им по духу художественные вкусы и тенденции.
Некоторые из наших художественно-промышленных школ давно и упорно борются с этим злом, но русское общество оставалось к этому довольно равнодушным и почти не поддерживало их в этой борьбе. Поддержка эта между тем существенно необходима: отдавая предпочтение германским изделиям, мы лишаем сбыта нашу художественную промышленность и не даем ей возможность развиться.
Причины успеха германо-австрийской художественной фабрикации следующие: во-первых, дешевизна; во-вторых, приспособленность к требованиям большой публики; в-третьих, реклама, широко поставленная агентура и, наконец, художественная неразборчивость публики, питающей особую слабость ко всему заграничному.
Девиз немецкого фабриканта: «Изготовлять как можно больше и как можно дешевле», и, выбрасывая затем на соседние рынки громадное количество дешевых изделий, задавить всякую конкуренцию. Художественным требованиям отведено последнее место: здесь царство машины, шаблона и плагиата. Последним немцы, впрочем, всегда отличались. Германия не создала ни одной эпохи, ни одного собственного стиля в искусстве. Готика — и та создана больше Фландрией и Францией; возрождение создала Италия; барокко и все стили Людовиков и empire зародились во Франции. С художественной точки зрения, роль немецкой фабрики в настоящее время хищническая. Первая забота ее не создавать, а использовать созданное другими. Стоит только появиться у соседей новинке в области прикладного искусства, как германский фабрикант тотчас же ее перехватывает, перерабатывает на возможно дешевую цену, портит и опошляет. Так поступил он с фарфором датской королевской мануфактуры, с резными стеклянными изделиями Галле, с изделиями Тиффани и др. Больно смотреть на эти бездарные подражания, на эти дешевые фарфоры и раскрашенные стекляшки «под Копенгаген», «Галле» или «Тиффани». (Во избежание обвинения в огульном осуждении германского прикладного искусства, я оговариваюсь, что не отрицаю существования исключений из общего правила, но та масса художественных изделий, которая наводняет Россию в настоящее время, именно такова, как сказано выше.)
Хочется громко кричать нашей публике: «Оглянитесь! Что вы покупаете?! Какими художественно убогими вещами обставляете вы ваши квартиры? К какому художественному безобразию приучаете свои глаза!» Но тут во всякий момент можно услышать в ответ: «А где же те, доступные мне по цене и действительно художественные изделия, которыми я заменю немецкие?» — и приходится сознаться, что пока очень трудно ответить на этот вопрос.
Трудно, но не невозможно. Спрос рождает предложение, и если каждый из нас даст себе слово избегать по мере возможности германскую дешевку, то поверьте, это почувствует и наш русский художник, и русский фабрикант, и они воспрянут духом. Если даже не ради высоких художественных идеалов, то ради собственной выгоды они обновят свое производство и приспособятся к требованиям современной жизни.
Война и закрытие границ создали чрезвычайно благоприятные условия для наших производителей, упразднив заграничную конкуренцию и вызвав среди русского общества стремление бойкотировать германо-австрийские товары. Однако ни в закрытии границ, ни в бойкоте мы не можем еще видеть тех условий, которые необходимы для успешной борьбы с иностранной конкуренцией. По окончании войны границы откроются, бойкот постепенно остынет, а мы снова станем лицом к лицу с прежней обстановкой.
Мы говорили выше, что одна из причин германского успеха заключается в дешевизне продуктов ее художественной промышленности. Дешевизна эта достигается рациональной постановкой производства и заменой ручного труда машинным. Первое достойно подражания, второе — с некоторыми оговорками. Фабричное производство и связанная с ним работа машинами неизбежны, но они имеют смысл только как средство сделать произведения художника доступными по цене широкой публике. Рядом с этим производством или, вернее, посреди него должно стоять художественное творчество, создание тех моделей, которые, будучи уничтожены механическими способами, становятся общедоступными. Несоблюдение этого условия, рабское поклонение машине есть смертный грех всей германской художественной промышленности, а может быть, и культуры вообще.
Другим преимуществом германского производства является его приспособленность к требованиям потребителя и к современной обстановке жизни. Единственно ценное у нас направление в прикладном искусстве (я говорю о народном стиле) отличается полнейшей неприспособленностью к требованиям современной жизни и комфорта, и потому все усилия должны быть направлены к согласованию русских художественно-промышленных изделий с требованиями современной жизни. Нельзя считать необходимой принадлежностью русского стиля грубость, аляповатость, нарочитую наивность, превращающую предметы во что-то невообразимо тяжелое, неудобное, нелогичное.
О постановке рекламы и агентуры мы не будем говорить, т. к. это вопросы чисто коммерческие, ничего общего не имеющие с задачами журнала.
:: Для успешной борьбы с германскими изделиями необходимо развить и воспитать, кроме того, вкусы нашей публики и самим производить изделия, носящие художественный отпечаток, отвечающие требованиям, современности и доступные по цене среднему классу потребителей. Дешевизна достигается постоянным усовершенствованием приемов производства, а последнее всецело зависит от степени технического образования мастеров и рабочих.
Недостаток и неудовлетворительность нашего художественно-ремесленного образования отзывается самым пагубным образом на качестве и стоимости наших изделий. Необходимо поднять уровень как художественного, так и технического образования открытием школ и вечерних курсов для ремесленников; изданием художественных и технических брошюр по отдельным производствам; устройством конкурсов на сочинение рисунков для прикладного искусства, а также конкурсов по изготовлению самих предметов.
Осуществление этих мер представляет настолько сложную задачу, что говорить о них придется особо.«Искусство и жизнь». 1915. № 3. Петроград
Позвольте мне представить услуги LE-MERIDIAN FINANCING. кредитная компания, которая предоставляет мне кредит в размере 5 000 000,00 долларов США. Когда другие кредитные инвесторы игнорируют мое предложение, но Le_Meridian Funding Service предоставляет мне успешный кредит. Они непосредственно участвуют в финансировании кредита и проекте с точки зрения инвестиций. они предоставляют финансовые решения компаниям и частным лицам, которые ищут доступ к фондам на рынках капитала, они могут помочь вам финансировать ваш проект или расширить ваш бизнес. Контактная информация по электронной почте :::: lfdsloans@lemeridianfds.com Также lfdsloans@outlook.com или напишите на WhatsApp Number 1- (989-394-3740) Good Intend,
ОтветитьУдалить