Уральский художник – камнерез.
Леверов Александр Михайлович.
Творческая автобиография. Написана по заданию и по вопросам, предложенным В.В.Скурловы,. 12 апреля 2010 г.
Родился 10 февраля 1956г. в семье рабочих Уральскиго завода тяжелого машиностроения (УЗТМ). Отец Михаил Степанович занмался живописью в рабочей студии при ДК УЗТМ, так что запах масляной живописи знаком с младенчества поэтому «ходить и рисовать начал одновременно». От детских почеркушек батального содержани интуитивно перешел к изучению творчества близких по ощущению художников В. Кускова, И. Година, М. Грекова и А. Рубо. Вмонтировал в свои композиции их лошадок, рыцарей, мушкетеров и т.д. Под руководством отца начал осваивать азы акварельной и масляной живописи.
В 1978 г. поступил в 42 училище на камнереза. Уже тогда в процессе учебы было смутное желание делать цветные фигурки из камня, но никто из преподавателей в то время не представлял как это делать.
В 1987 г. поступил в Свердловское Художественное училище им. Шадра. Повезло что был очень сильный преподавательский состав: Г.Метелёв, З. Малинина, В. Бушуев, (окончили Ленинградскую академию художеств). Научили грамотно мыслить художественными критериями, так что "азбуку" творческого процесса в живописи я усвоил. Жаль, что у нас в СХУ не было в то время преподования скульптуры, и этот пробел в образовании я чувствую до сих пор.
Перестройка, первые частные камнерезные мастерские, шкатулки, вазы, письменные приборы. В мастерской В. Самцова освоил азы флорентийской мозайки, плавно перешел к рельефу, объёмной резьбе и, наконец, к объёмной мозайке. Первые работы в этом жанре "Викинг" и "Рождество" (1993г.) сделаны без бормашинки на сверлильном станке, планшайбе, на подрезном алмазном станке, без штифтовки. Несмотря на убогость и несовершенство исполнения, были проданы и это окрылило.
В 1994 году устроился в мастерскую Игоря Сергеева "Яхонт". Освоение ремесла в мастерской под руководством очень сильных на тот период резчиков Е. Васькова, Р. Тырлова, Д. Емельяненко. У ребят было чему поучиться. Мастерская "Яхонт" работала в очень узком диапазоне освоенных приёмов и сюжетов "а ля Русь" + "Хохляндия". Попытки с моей стороны выйти из этих рамок (тотальная полировка, пышные подставки не привязанные к сюжету, подборка камней по принципу благороддства, излишняя цветастость) резко присекались Сергеевым по принципу "одна мастерская - один стиль". Но уже в этих рамках мне удалось их раздвинуть, найти сюжеты, в которых можно сочетать разные виды камнерезных работ. Так в "Иконописце", "Художнике", "Изографе 1" тесно связаны сюжетом - объёмная и флорентийская мозайки, в "Кирасире 1" цельнокаменная резьба (Вакханка) и объёмная резьбы - сам кирасир. В "Фотографе 1" применены дешёвые поделочные и облицовочные камни - пирит, гранит, листвинит, что до этого было в мастерской "ересью". Спустя 15 лет - глядя на эти работы первого периода моего творчества в мастерской Сергеева, с досадой отмечаю много торопливости, корявость пластики фигур, несовершенство ремесла - чисто ученический период. Но одно ценное качество этого периода - как не надо работать, а как правильно - решается по сегодняшний день.
С октября 1994г по сентябрь 1998г в мастерской Сергеева я сделал 31 работу: "Гармонист", "Сокольник", "Кузнец", "Кентавр", "Боярин", "Фотограф 1", "Ченкин", "Теркин", "Иконописец 1 ", "Художник", "Витязь на распутье", "Рыбак" и т.д
В домашних условиях я оборудовал мастерскую и с тех пор, с 1998г. самостоятельно работаю по сей день. На первых порах над моими работами давил тяжким грузом опыт, приобретённый в мастерской Сергеева и поиск своей манеры породил ряд очень неудачных работ.
Период творческого кризиса и становления закончился с "Кирасиром 2", где, мне кажется, я преодолел скованность, научился грамотно моделировать свои вещи в камне, хотя рецедивы еще бывают.
К сожалению, много работ и по сегодняшни день сделаны по принципу "Кушать хочеться, чего изволите!?". Как правило, среди них мало удачных.
Проблем с выбором сюжетов у меня нет, фантазии с избытком - хватит на десяток камнерезов. В течение всей жизни собирал книги по искусству, истории, коллекционировал античные монеты, среднивековое оружие, орудия каменного века, поэтому, легко ориентируясь в культурном и историческом пространстве, котором "напичкано" сюжетами. Принцип "ни у кого не брать", лучше "петь кукушкой" по-своему, чем "фальшивить соловьём". Даже если сюжет известен, то найти оригинальные ходы для его воплощения, учиться отбирать всё разумное в технологии чужих работ и одоптироватьв своих изделях.
Совместные проекты я делал со многими мастерами Екатеринбурга: А.Антонов - "4 Мушкетёра"; А.Жуков - "Вицин, Моргунов и Никулин"; А.Бойко - шахматы, "Ледовое побоище" и еще более 30 проектов; В.Губин - более 20 персонажей; И.Боровиков, который приобретал у меня и тиражировал наиболее удачные работы, а более 10 работ переписал в свое творчество; г.Уфа мастерская "Артель" - "Рыбак", "Охотник", "Казак", "Башкир". Работы строились по такой схеме: пожелания заказчика, подборка литературы на эту тему, моделрование в пластелине, согласование по пластике, рекомендации по цветовой палитре и подставке, по возможности - контроль за исполнением.
В домашних условиях я оборудовал мастерскую и с тех пор, с 1998г. самостоятельно работаю по сей день. На первых порах над моими работами давил тяжким грузом опыт, приобретённый в мастерской Сергеева и поиск своей манеры породил ряд очень неудачных работ.
Период творческого кризиса и становления закончился с "Кирасиром 2", где, мне кажется, я преодолел скованность, научился грамотно моделировать свои вещи в камне, хотя рецедивы еще бывают.
К сожалению, много работ и по сегодняшни день сделаны по принципу "Кушать хочеться, чего изволите!?". Как правило, среди них мало удачных.
Проблем с выбором сюжетов у меня нет, фантазии с избытком - хватит на десяток камнерезов. В течение всей жизни собирал книги по искусству, истории, коллекционировал античные монеты, среднивековое оружие, орудия каменного века, поэтому, легко ориентируясь в культурном и историческом пространстве, котором "напичкано" сюжетами. Принцип "ни у кого не брать", лучше "петь кукушкой" по-своему, чем "фальшивить соловьём". Даже если сюжет известен, то найти оригинальные ходы для его воплощения, учиться отбирать всё разумное в технологии чужих работ и одоптироватьв своих изделях.
Совместные проекты я делал со многими мастерами Екатеринбурга: А.Антонов - "4 Мушкетёра"; А.Жуков - "Вицин, Моргунов и Никулин"; А.Бойко - шахматы, "Ледовое побоище" и еще более 30 проектов; В.Губин - более 20 персонажей; И.Боровиков, который приобретал у меня и тиражировал наиболее удачные работы, а более 10 работ переписал в свое творчество; г.Уфа мастерская "Артель" - "Рыбак", "Охотник", "Казак", "Башкир". Работы строились по такой схеме: пожелания заказчика, подборка литературы на эту тему, моделрование в пластелине, согласование по пластике, рекомендации по цветовой палитре и подставке, по возможности - контроль за исполнением.
Для себя работы строилась примерно по такой же схеме, только в пластелине - менее проработаны детали, уточнены основные параметры пропорции, пластика и до 40% - импровизации.
Подбор камней по принципу "всё для максимальной вырозительности идеи" (от мрамора и гранита до сапфиров и изумрудов). Композиция минералов происходит по фактуре рисунка, цвету и имитации деревянных, металических и других материалов, используемых в сюжете ихделия. В своих работах военно-исторических персонажей, я часто применяю гематит, пирит и его разновидности (магнитит, джаспирит), дающие мне возможность максимальео точно имитировать металлические детали воинских доспехов, вооружения. Применение металлов (золота, серебра, меди, мельхиора) стараюсь ограничить и делаю из них только те детали, которые невозможно сделать из камня (клинковое оружие, тетиву луков и т.д.). В последние годы ювелирную часть приходится делать самому из финансовых соображений. Первые работы, полностью изготовленные мною с прменением драгметалов - "Амазонка"(2008г) и "Похищение Европы"(2009). Для более высококачественных ювелирных работ я обращался к ювелирам: П. Ветрову ("Хозяйка медной горы", 2005г), М. Мухин ("Джигитовка", 2003г) и ряду других ювелиров, работающих с Пилипенко В.А, Боровиковым И.
Обработка камня мало чем отличается от общепринятых технологий. Другое дело - шлифовка и полировка деталий изделий, сколько и что решаеться интуетивно в каждой работе. Еще работая в "Яхонте", я сразу обратил внимание на то, как сильно проигрывает полировка лица - возникающие блики напрочь убивают эмоциональность и индивидуальность физиономии, достигнутые при шлифовке. Теряя цветовую насыщенность камня, явно выигрываю в контрасте матового лица и полировке глазного яблока, губ, зубов и вырозительности эмоций в целом. Ни Сергеев И; ни Антонов А; ни Боровиков И; ни Казакевич Е. не в состоянии оторваться от общепринятых стериотипов законченности изделия, где должно всё блестеть, не понимая насколько они в этом проигрывают. Неумеющие жертвовать чем-то ради цельности восприятия изделия и желание все сделать досканально, с мельчайшими подробностями, где нужно и не нужно, я отношу к отсутствию у них элементарного художественного образования. Досадно видеть идеальную моделировку отдельных деталей при полном отсутсвтвии художественной законченности идеи в работах этих мастреских. В работе "Кирасир 2"(1998г) мне удалось расставить все точки над i - полированные ботфорты и кираса в сочетании с матовой поверхностью лосин и мундира, сверкающий бокал вина в замшевой перчатке создали дополнительный эффект в этих сочитаниях, что полностьюдоказало состоятельность моего направления в объемной мозайке. В "хозяйке медной горы" я, наоборот, отполировал 90 % поверхности фигуры, подчеркивая, что она "нежить", сказочный персонаж. То же самое можно сказать про подставку у этих мастерских: полное пренебрежение, отсутсве чувства чувства меры, несвязанность с сюжетом, непонимание простой истины, что подставка - неотъемленная часть изделия и являеться продолжением фигуры. Для меня именно подставка очень часто провоцирует идею, помогает создать полноценную композицю. Работа с камнем - очень трудоемкая операция, с большим затратами физических и душевных сил. Часто к концу работы настолько от неё устаешь, что уже ненавидишь этот персонаж, и только со временем начинаешь понимать, что получилось, а что неочень.
С октября 1994 г. по март 2010 г. мною сработано 124 изделия в стиле объемной мозайки. Много работ, которых не хочеться вспоминать по многим причинам, но есть работы, в которых мне сопутсвовала удача, в которых мне удалось сделать то, что я хотел.
Подбор камней по принципу "всё для максимальной вырозительности идеи" (от мрамора и гранита до сапфиров и изумрудов). Композиция минералов происходит по фактуре рисунка, цвету и имитации деревянных, металических и других материалов, используемых в сюжете ихделия. В своих работах военно-исторических персонажей, я часто применяю гематит, пирит и его разновидности (магнитит, джаспирит), дающие мне возможность максимальео точно имитировать металлические детали воинских доспехов, вооружения. Применение металлов (золота, серебра, меди, мельхиора) стараюсь ограничить и делаю из них только те детали, которые невозможно сделать из камня (клинковое оружие, тетиву луков и т.д.). В последние годы ювелирную часть приходится делать самому из финансовых соображений. Первые работы, полностью изготовленные мною с прменением драгметалов - "Амазонка"(2008г) и "Похищение Европы"(2009). Для более высококачественных ювелирных работ я обращался к ювелирам: П. Ветрову ("Хозяйка медной горы", 2005г), М. Мухин ("Джигитовка", 2003г) и ряду других ювелиров, работающих с Пилипенко В.А, Боровиковым И.
Обработка камня мало чем отличается от общепринятых технологий. Другое дело - шлифовка и полировка деталий изделий, сколько и что решаеться интуетивно в каждой работе. Еще работая в "Яхонте", я сразу обратил внимание на то, как сильно проигрывает полировка лица - возникающие блики напрочь убивают эмоциональность и индивидуальность физиономии, достигнутые при шлифовке. Теряя цветовую насыщенность камня, явно выигрываю в контрасте матового лица и полировке глазного яблока, губ, зубов и вырозительности эмоций в целом. Ни Сергеев И; ни Антонов А; ни Боровиков И; ни Казакевич Е. не в состоянии оторваться от общепринятых стериотипов законченности изделия, где должно всё блестеть, не понимая насколько они в этом проигрывают. Неумеющие жертвовать чем-то ради цельности восприятия изделия и желание все сделать досканально, с мельчайшими подробностями, где нужно и не нужно, я отношу к отсутствию у них элементарного художественного образования. Досадно видеть идеальную моделировку отдельных деталей при полном отсутсвтвии художественной законченности идеи в работах этих мастреских. В работе "Кирасир 2"(1998г) мне удалось расставить все точки над i - полированные ботфорты и кираса в сочетании с матовой поверхностью лосин и мундира, сверкающий бокал вина в замшевой перчатке создали дополнительный эффект в этих сочитаниях, что полностьюдоказало состоятельность моего направления в объемной мозайке. В "хозяйке медной горы" я, наоборот, отполировал 90 % поверхности фигуры, подчеркивая, что она "нежить", сказочный персонаж. То же самое можно сказать про подставку у этих мастерских: полное пренебрежение, отсутсве чувства чувства меры, несвязанность с сюжетом, непонимание простой истины, что подставка - неотъемленная часть изделия и являеться продолжением фигуры. Для меня именно подставка очень часто провоцирует идею, помогает создать полноценную композицю. Работа с камнем - очень трудоемкая операция, с большим затратами физических и душевных сил. Часто к концу работы настолько от неё устаешь, что уже ненавидишь этот персонаж, и только со временем начинаешь понимать, что получилось, а что неочень.
С октября 1994 г. по март 2010 г. мною сработано 124 изделия в стиле объемной мозайки. Много работ, которых не хочеться вспоминать по многим причинам, но есть работы, в которых мне сопутсвовала удача, в которых мне удалось сделать то, что я хотел.
НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫМИ РАБОТАМИ Я СЧИТАЮ:
Мастерская "Яхонт" 1994-1998гг.
№12 "Зимняя рыбалка"
№17 "Изограф" флорент.мозаика. "Божья матерь"
№31 "Ювелир"
Самостоятельный период 1998 - 2010гг.
№46 "Кирасир II"
№56 "Изограф II"
№62 "1380 год"
№72 "Капитан, прощание с морем"
№73 "Суд Соломона"
№75 "Поручик в отставке, Борзая"
№78 "Джигитовка" заказ Боровикова
№82 "Демидовские рубли", "Фальшивомонетчик"
№89 "Чаепитие" совм. В.Губин
№90 "Хозяйка медной горы"
№91 "Апостол веры"
№92 "Камень предков" совместно с В. Губиным
№104 "Первобытный художник" совместно с В. Губиным
№109 "Городовой III"
№110 "Сокольник верхом, араб"
№56 "Изограф II"
№62 "1380 год"
№72 "Капитан, прощание с морем"
№73 "Суд Соломона"
№75 "Поручик в отставке, Борзая"
№78 "Джигитовка" заказ Боровикова
№82 "Демидовские рубли", "Фальшивомонетчик"
№89 "Чаепитие" совм. В.Губин
№90 "Хозяйка медной горы"
№91 "Апостол веры"
№92 "Камень предков" совместно с В. Губиным
№104 "Первобытный художник" совместно с В. Губиным
№109 "Городовой III"
№110 "Сокольник верхом, араб"
№111 "Шаман IV" (желтый бубен)
№112 "Орел"
№114 "Юдифь"
№113 "Амазонка"
№115 "Похищение Европы"
№116 "Кирасир III"
№117 "Андрей Первозванный"
№118 "Змееборец"
№119 "Вандал и Венера. Рим"
№120 "Рыцарь"
ПУБЛИКАЦИИ РАБОТ:№112 "Орел"
№114 "Юдифь"
№113 "Амазонка"
№115 "Похищение Европы"
№116 "Кирасир III"
№117 "Андрей Первозванный"
№118 "Змееборец"
№119 "Вандал и Венера. Рим"
№120 "Рыцарь"
"К. Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки «Русские типы» (под обшей редакцией В.В.Скурлова). СПб., 2009.
стр. 499 стенд "Боярин", "Рыбак"
стр. 505 "Фотограф"
стр. 511 Эскизная разработка для А.Жукова "Трус", "Бывалый", "Балбес"
стр. 517 "Знаток"
стр. 518 "Иваныч", "Изограф"
стр. 519 "Иконописец"
стр. 549 Эскизная разработка для А.Антонова "Портос"
стр. 558 "Неандертаец", "На распутье"
стр. 559 "Первый изумруд", "Добыча аметиста"
стр. 571 "Мужк с балалайкой"
стр. 593 "Поручик времен "первой мир. войны""
"Музей камня". (Коллекция В.Пелепенко) издательство дома "Сократ", Екатеринбург, 2010.
стр. 480 "Добыча аметистов"
стр.484-485> "Первый изумруд", "Продавец самоцветов", "Старый гранильщик", "Неандерталец"
Комментариев нет:
Отправить комментарий