пятница, 16 сентября 2011 г.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРЛА ОТ ИОАННА III ДО НАШИХ ДНЕЙ

 Нередко приходится слышать о неудовлетворительности современного изображения Государственного двуглавого орла, и надо согласиться с тем, что из всех бывших до сих пор вариантов этого изображения — последние наиме­нее художественные.
Двуглавый орел настолько популярен в русском декоративном искусстве, что он стал орнаментальным мотивом и, как таковой, часто встречается в вышивках и в орнаментации разных изделий, нередко отличаясь красивым рисунком и большим художественным интересом.
Тем более странно видеть казенные изображения Государственного орла такими нехудожественными и не соответствующими ни русскому стилю, ни современному художественному вкусу.
Как видно из двух таблиц, приложенных к этому номеру, изображение двуглавого орла не являлось чем-то постоянным, геральдически раз навсегда закрепленным, а видоизменялось, смотря по эпохе, подчиняясь господству­ющим художественным направлениям и стилям.
Двуглавый орел византийского происхождения и появляется в Российском государственном гербе при Иоанне III после бракосочетания его с Софьей Палеолог. По законам геральдики при брачных союзах между двумя династиями или родами гербы их соединяются, сохраняя каждый свои изображения без изменения.
Не то наблюдается с изображением двуглавого орла, ставшего частью Российского государственного герба.
В зависимости от того, кем он изображается, византийским художником или западным, характер его существенно изменяется.
Византийские художники и мастера изображали его, согласно византий­скому прообразу, с опущенными крыльями; западные же, главным образом германские художники, изменяли первоначальный тип и изображали его с поднятыми крыльями. Это особенно наглядно в двух скипетрах царя Алексея Михайловича. Один из них, германской работы, украшен орлом с поднятыми крыльями и рисунком схож с орлами Габсбургского дома.
Орел византийского типа встречается в государственной печати Иоанна IV Грозного и в некоторых предметах времен царя Алексея Михайловича, но с этого времени он постепенно исчезает, благодаря усилившемуся влиянию за­падного искусства.
Между тем Россия как наследница Византии по своей религии и культуре, особенно художественной, должна бы сохранить в своем гербе двуглавого орла византийского, а не латинского типа.
В изображениях двуглавого орла времен императриц Елизаветы и Екатери­ны II заметно влияние французских художников; в эпоху императоров Алек­сандра I, Николая 1 трактовка орла применяется к господствующему в то время стилю empire. В последующие времена изображения орла теряют уже всякий стиль и художественный интерес.
                                                                                                 
                                                                                                           «Искусство и жизнь». 1915. № 8. Петроград

Комментариев нет:

Отправить комментарий