суббота, 17 сентября 2011 г.

МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ЮВЕЛИРНОЙ МАСТЕРСКОЙ В ДЕТСКОМ СЕЛЕ Разработки Франца Петровича Бирбаума. 1918-1919 гг.


Проект Устава ювелирной учебной мастерской в Детском Селе.
Цели учебной мастерской
1. Создать кадры специалистов ювелирного дела, владеющих мастерством и обладающих необходимыми художественными и техническими познаниями.
2.  Служить учебно-показательным центром, где кустари и ремесленники могли бы получать образцы и сведения как художественного, так и техническо­го характера.
Примечание. Учебная мастерская не преследует цели производства и тор­говли.
Управление
Во главе мастерской назначается художник, прошедший стаж в данном производстве или известный своими работами в этой отрасли искусства.
На обязанности художника-руководителя лежит:
1) Снабжать учебную мастерскую рисунками и моделями, согласованными с программой обучения.
2)  Следить за художественной стороной обучения и исполнением изделий.
3)  Ознакамливать учеников с художественными образцами производства и его историей.
4) Руководить композициями учеников.
Обучение мастерству поручается инструкторам-специалистам под наблю­дением художника-руководителя и в порядке утвержденной программы.
Художественные предметы проходятся в специальных классах по програм­ме, приспособленной к нуждам производства.
Научным предметам посвящаются отдельные лекции, включающие основ­ные, необходимые для мастерства знания по химии, физике и технологии материалов, — по программе, приспособленной к нуждам производства.
Учебный совет: педагогические, дисциплинарные и хозяйственные во­просы учебной мастерской решаются учебным советом.
Учебный совет состоит из художника-руководителя, инструкторов, препо­давателей художественных и научных предметов и представителя от учащихся. Учебный совет собирается по мере надобности и во всяком случае не менее трех раз за семестр. Материальная и хозяйственая ответственность поручается одному из инструкторов или особому лицу по выбору учебного совета.
Условия приема учеников
Принимаются лица обоего пола, грамотные, в возрасте от 12 до 16 лет включительно.
Примечание: для лиц старше 17 лет должны быть открыты вечерние курсы. До открытия таковых лица старше 17 лет принимаются при наличии вакансий и по определению учебного совета. Ученики, не показавшие успехов в течение года, по постановлению учебного совета переводятся на другое мастерство или вовсе исключаются из учебной мастерской.
Курсы обучения
Курс обучения продолжается три года, но в зависимости от успехов учени­ков может быть и сокращен.
Выбор специальности предоставляется ученику по истечении первого курса (I года).
Учебная мастерская подготовляет учеников по следующим специальнос­тям ювелирного и золото-серебряного производств:
1)  монтировке;
2) чеканке;
3) гравировке;
4) эмалировке;
5)  гильошировке;
6)  ювелирной закрепке;
7) токарной работе;
8)  отделке металлов, серебрению, позолоте и гальванопластике. Учебная мастерская устраивает не менее одного раза в год отчетную
выставку.
Свидетельство об окончании обучения выдается учебным советом по представлению учеником удовлетворительной работы по своей специальности.
Свидетельство об окончании дает право на получение места на государст­венных фабриках, в артелях ипи субсидии на обзаведение собственным произ­водством.
Лица, с отличием окончившие учебную мастерскую, могут быть командиро­ваны, для усовершенствования за счет государства.
Для получения инструкторского свидетельства ученик, не окончивший обучения, должен пройти полугодовой преподавательский стаж в учебной мастерской.
Учебный год равняется 91/2 месяца и делится на 2 семестра. Каникулам отводятся: два месяца летом и две недели зимой.
Занятия продолжаются восемь часов в день с перерывом 2 час. на обед и отдых.
Шестичасовой рабочий день распределяется следующим образом: 4 часа на практическую работу и 2 часа на художественную и научную подготовку. Занятия ведутся по особому расписанию, выработанному учебным советом.
Протоколы заседания учебного совета препровождаются на утверждение подотдела Художественно-промышленной секции изобразительных искусств.
При учебных мастерских открывается интернат и общая столовая. Учени­ки интерната находятся на полном иждивении государства.
Приходящие ученики пользуются бесплатным пищевым довольствием.
Правила внутреннего распорядка учебной мастерской
При поступлении ученику выдаются:
1 рабочая блуза, комплект инструментов и определенное количество мате­риалов, которые отмечаются в особой книжке; в этой же книжке ведется учет их и список сданных учеником работ.
Работа ученика хранится в особом личном его ящике и по окончании занятий сдается заведующему хозяйством; ключ же от ящика остается у ученика.
Нормальная потеря цветных металлов устанавливается в ...% для серебра и ...% для золота.
Рисунки и модели, служащие дня производства, регистрируются в особое альбоме и хранятся при мастерской.
Лучшие ученические работы приобретаются показательным музеем учеб­ной мастерской. Суммы, вырученные от продажи этих работ на выставках, передаются авторам работ с вычетом стоимости материалов.
Занятия начинаются в 10 час. утра с перерывом зимою от 12 до 1 часу дня и кончаются в 5 часов вечера. Петом занятия начинаются в 9 час. утра и кончаются в 5 час. вечера.
ПРИМЕЧАНИЕ
На экземппяре устава приписка Бирбаума:
"Препровод(ительная).
Б Отд(ел) худ(ожественной} пром(ышленности) сек(ции) из(образительных) иск(усств)
Препровождаю при сем свои соображения по вопросам организации ювелирной учебной мастерской в виде проекта устава. Прошу мне указать, в каком порядке последу­ет окончательная его выработка и утверждение, Весьма желательно, чтобы устав и правила были выработаны и утверждены к началу занятий учебной мастерской.
Худож(ественный) заведующий У. Ю. М. (учебно-ювелирной мастерской).
28/XII 1918-Архив Российской академии наук, ф. 544, оп. 1, д. 72

ПРОЕКТ
учебной мастерской по золото-серебряному и ювелирному производствам с эмальерным и позолотным отделами

Задачи учебной мастерской
Современное ювелирное производство подразделяется на многочислен­ные специальности. Специализация эта необходима из-за сложности ювелир­ных работ и технических приемов их изготовления. Рядом с этим специализа­ция эта крайне вредно отражается на художественную целость {очевидно, целостность. — Ред.-сост.) произведений, а также сводит творчество мастера на нет, превращая его в чисто исполнительный, почти механический труд.
Необходимо ввести корректив, не позволяющий специализации поглощать живую душу работника. Узкая специализация имеет еще другую отрицательную сторону: специалист не может самостоятельно создать ни одно произведение, работа эта всегда зависит от других специалистов. Это серьезное препятствие для его личной инициативы. Прилагаемая программа вводит этот корректив в виде прохождения на первом курсе основных приемов производства. Таким образом, любой специалист будет иметь понятие о всем производстве и обла­дать основными техническими знаниями, дающими возможность самостоятель­но выполнить изделие.
Для достижения кратчайших сроков обучения существенно важна строгая последовательность в обучении приемам производства. Эта последователь­ность проведена в программе, где' приемы постепенно усложняются. Другой принцип, который должен лечь в основу обучения, это: каждый изучаемый прием должен вести непосредственно к изготовлению предмета.
Учебная мастерская должна никогда не терять связь с жизнью, видеть реальный результат своего труда — сбыт своих работ. С первых же своих шагов мастерская должна изготавливать изделия дпя продажи.
Совместить изготовление изделий с последовательностью программы вполне возможно, нужно лишь создавать изделия, элементы которых изучают­ся в настоящее время. Например, изучал самые первые приемы: сгибание кольца, пайка, кастик и простая закрепка, — ученик может уже изготовить простое кольцо, серьгу, браслет.
По мере усложнения приемов изделия будут усложняться в конструкции и в орнаментации. Необходимо при этом создать серии рисунков, вводя посте­пенно все элементы и специальности производства. Само собой разумеется, что изделия должны быть выбраны из числа наиболее распространенных, имеющих постоянный сбыт.
Введение на первом курсе основных приемов во всех специальностях дает возможность проверить особые способности ученика к той или другой специаль­ности, облегчая таким образом определение его специальности на втором курсе.
Условия приема учеников
Желательно привлечение женщин к ювелирному производству, которое по своему характеру и по своим приемам работы представляет все условия женского труда. Учениками могут быть дети обоего попа, б возрасте не моложе 13—14 пет с начальным образованием (если при учебной мастерской не будет общеобразовательных курсов. Нежелательно вводить общеобразовательные предметы в программу учебной мастерской, чтобы не перегружать программу и не отнимать учебное время, необходимое для изучения производства). Дети, которые по истечении первого семестра окажутся неспособными к данному ремеслу, должны быть переведены на другое ремесло во избежание выпуска плохих работников. Продолжительность обучения будет всецело зависеть от успехов ученика. Трехлетний курс обучения есть максимальный срок. Жела­тельно открытие интерната для учеников провинциальных (кустарей) и столо­вой для всех.
Преподавательский персонал
Предполагая, что на 1-м курсе число поступивших учеников окажется 20 человек, для преподавания потребуется:
1 художник-руководитель,
1 постоянный инструктор, ежедневно,
1 инструктор по гравировке-,
1 инструктор по чеканке, 1 день в неделю,
1 инструктор по эмалям,
1 лектор по технологии производства.
По истечении первого года ученики первого курса распределяются по специальностям, и 1-й курс пополняется вновь поступающими. Для выполнения программы второго курса потребуется:
1 художник-руководитель,
1 постоянный инструктор по монтировке,
1 постоянный инструктор по гравированию,
1 постоянный инструктор по чеканке, ежедневно,
1 постоянный инструктор по эмалям,
1 лектор по технологии, 1 раз в неделю,
1 лектор по истории ювелирного дела, 1 раз в неделю.
Состав для 3~го курса тот же.
На втором курсе у каждого инструктора будет 5—8 учеников по его специ­альностям и 20 учеников с 1-го курса.
На третьем курсе у каждого инструктора будет от 15 до 20 учеников и 20 учеников первого курса.
На обязанности художника-руководителя лежит: 1) снабжать учебную мас­терскую рисунками и моделями, согласованными с программою обучения; 2} следить за художественностью исполнения изделий; 3) ознакомить учеников с художественными образцами производства и с его историей и 4) руководить композициями учеников.
Практической работе должно быть посвящено не менее 4 часов в день. Каникулам отводится 11/2 месяца летом и 2 недели в течение учебного года.
Параллельно с практикой ремесла ученики должны проходить курс рисо­вания, лепки и черчения, преподавание которых должно быть применено к подробностям ремесла. То же отношение к научным предметам. Б художествен­ную и научную программы должны быть включены все знания, непосредствен­но необходимые в ремесле, но ничего лишнего.





О помещении учебной мастерской
Помещение должно обладать хорошим светом, вентиляцией и одним или двумя дымоходами. Окон должно быть по одному на 5 учеников, то есть на один верстак — одно окно. Очень желательны газопровод и электрическое освещение. Эмальерная и позолотная должны быть поделены, также и горно-паяльня. (Приписка: итого 5 помещений, комната художника.)
Учебные пособия и библиотека
Необходимы стенные таблицы с пояснительными чертежами инструмен­тов и машин, применяющихся в производстве, рисунками предметов производ­ства и их частей.
Таблицы эти нужны как иллюстрации производства и как документы, особенно для кустарей, чтобы они могли после посещения учебной мастерской применить у себя дома то или иное приспособление, те или иные рисунки и детали предметов.
Специальная библиотека по производству может быть создана лишь посте­пенно ввиду трудности приобретения и редкости этих изданий. В первую оче­редь должны быть приобретены русские издания, имеющие отношение к про­изводству, а также приступлено к сокращенным популярным переводам по технологии и по истории производства.

Художественные классы






Учебно-ремесленный поселок в Царском Селе
Ввиду настоятельного запроса современной жизни на культурно-просветн-тепьные учреждения и необходимости государства не только удовлетворить этот запрос, но и направить в определенную сторону деятельность нашей художественной промышленности, в первую очередь необходимо учредить ряд учебно-показательных мастерских, в которых учащиеся приобретали бы не только практические знания и навыки в области того или иного ремесла, но и получали известную .художественную подготовку, столь необходимую для усо­вершенствования художественной стороны столь многих производств. При указанной цели можно использовать с большим успехом находящиеся в Цар­ском Селе Феодоровский городок, Ратную палату и казармы б. конвоя и ж.-д. полка. Б этих зданиях надлежит устроить следующие мастерские: 1. Столярно-мебельную; 2. Эмалировочную, живописную, по финифти, эмали и фарфору-3. Бронзо-литейную и штамповальную; 4. Ювелирную; 5. Школу рисования и чер­чения. Кроме того, в упомянутых зданиях должны быть отведены помещения по,: общежития учащихся и квартиры для учебного и административного персонала. Вместе с тем одна из наиболее обширньгх зал, как, например, Ратная палата, мот г бы быть использована в культурно-просветительских целях для публичных лекций по художественным и промышленным вопросам, для демонстрации кинемато­графических картин общеобразовательного характера, концертов и проч.
1) Столярно-мебельная мастерская.
Столярно-мебельное производство значительно, отстало по сравнению с прочими европейскими странами, между тем требования, предъявляемые к столярно-мебельным изделиям, значительно повысились. Кроме того, в настоя­щий момент также необходимо поставить и разрешить на практике вопрос о выработке типа мебели для школ и других учебных заведений, а также для ж.-д. зданий, предназначенных для пассажиров.
Таким образом, проектируемая учебная мастерская должна быть образцовой по постановке ремесла и, подготовляя хороших мастеров для столярно-мебепьнок промышленности, должна вырабатывать для той же промышленности образцо­вые изделия, как по техническому выполнению, так и в художественном отноше­нии. Б частности, столярно-мебельной мастерской предстоит теперь крупная и важная работа, именно ремонт бывшей дворцовой мебели, которая ныне имеет музейное значение, а потому ее ремонт требует особой тщательности.
Художник-рисовальщик   40О руб. в месяц
Столяры, 4 чел. по 400 руб. в месяц
Резчик 400 руб. в месяц
Позолотчик 400 руб. в месяц
2) Эмалировочная и живописная по финифти и фарфору учебные мастерские. Преследуя общие задачи, эти учебные мастерские могут быть объединены в одно целое.
Эмалировочное депо в России очень слабо развито, и нам приходится пользоваться привозными эмалировочными изделиями. Поэтому необходимо создать мастеров этого дела и тем повлиять на развитие внутреннего производ­ства изделий, требующихся в огромном количестве для обихода каждой семьи.
Что касается финифти, то есть художественно-расписной эмали, то это старинное производство в настоящее время пришло в упадок. Кроме того, в старину оно ограничивалось росписью финифтяных образков, между тем как теперь желательно расширить область финифтяного дела и изготовлять раз­ные мелкие изделия с художественной росписью.
На расходы по этой мастерской испрашивается:
художник-рисовальщик  400 руб. в месяц
живописцы, 6 чел. по 400 руб. в месяц
обжигальщики, 2 чел. по 400 руб. в месяц
эмалировщики, 2 чел. по 400 руб. в месяц
заготовщики, 2 чел. по 400 руб. в месяц
3)  Бронзо-литейная учебная мастерская со штамповальным отделом.
В этой мастерской будут производиться работы по изготовлению всякого рода художественного литья, и в то же время мастерская будет обслуживать потребности гранильной фабрики,, стекольного и фарфорового заводов по отделке соответствующих изделий.







При литейной мастерской должно находиться надлежащее оборудование для штамповальных работ, требующееся как для отправки стекла, фарфора и пр., так и для штамповки металлической болванки для эмалировочного дела. На содержание означенной мастерской испрашивается:

скульптор-художник  800 руб. в месяц
техник 500 руб. в месяц
формовщики, 2 чел. по 400 руб. в месяц
литейщики, 2 чел. по 400 руб. в месяц
токари по металлу, 2 чел. по 500 руб. в месяц
гравер 500 руб. в месяц
чеканщики, 2 чел. по 500 руб. в месяц
гальванопласт  5ОО руб. в месяц
штамповщики, 2 чел. по 400 руб. в месяц
служители, 4 чел. по 400 руб. в месяц
4) Ювелирная учебная мастерская.
Ювелирная учебная мастерская будет иметь своей задачей улучшение юве­лирного дела в России, и на содержание ее испрашивается:
художник-композитор 700 руб. в месяц
 ювелиры, 4 чел. по 600 руб. в месяц
граверы, 2 чел. по 600 руб. в месяц
гальванопласт  500 руб. в месяц
механик-ювелир 500 руб. в месяц

5) Рисовальная школа.
Для надлежащей художественной подготовки кадра мастеров необходимо устроить при ремесленном поселке в Царском Селе рисовальную школу, обуче­ние в которой должно быть приурочено к задачам вышеуказанных учебных мастерских. Содержание школы вызывает потребность в следующих ассигно­ваниях:
преподаватель-руководитель 500 руб. в месяц
учитель рисования 500 руб. в месяц
учитель лепки 500 руб. в месяц
учитель черчения 500 руб. в месяц
учитель письма красками 500 руб. в месяц
служительницы, 2 чел. по 300 руб. в месяц
(Приписка Бирбаума: недостает сметы библиотеки и музея образцов)

6) Организация и ведение хозяйства всех вышеперечисленных учебных мастерских с общежитиями для них, с аудиторией для культурно-просветитель­ских задач на обширной территорий, занятой Феодоровским городком и казар­мами конвоя, ж.-д. полка должна быть сосредоточена в одном общем управле­нии.
На расходы по означенному управлению испрашивается;
заведующий хозяйственной частью  800 руб. в месяц
заведующий технической частью 700 руб. в месяц заведующий художественной
живописью  700 руб. в месяц
скульптор 800 руб. в месяц
счетовод 400 руб. в месяц
казначей 400 руб. в месяц
секретарь канцелярии 400 руб. в месяц
секретарь технический 400 руб. в месяц
служащие, 6 чел. по 350 руб. в месяц
дворники, 4 чел. по 350 руб. в месяц.
Архив Российской академии, наук, ф. 544, оп. I, д. 72, л. 29—30

Комментариев нет:

Отправить комментарий