пятница, 16 сентября 2011 г.

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ НА КУСТАРНОЙ ВЫСТАВКЕ


Можно смепо сказать, что самым бедным и плохим отделом Кустарной выставки является серебро-чеканный и ювелирный. За очень редкими исклю­чениями все экспонированные вещи с художественной и технической точек зрения настолько плохи, что о них и говорить не стоит. Ни одной свежей вещи; все, что теперь выставлено, мы уже видели в большом количестве на первой выставке в Михайловском манеже.
Причины этого застоя и этой малой успешности наших ювелиров-кустарей кроются прежде,всего в постановке ремесленных школ, призванных обучать ремеслу и дать первоначальное художественно-прикладное образование нашим кустарям. На постановку этих школ необходимо обратить внимание и отметить те дефекты организации, которые тормозят и сводят на «нет» их деятельность. Во главе этих школ принято ставить неудачных питомцев нашей Академии художеств, то есть таких, которым карьера свободного художника не удалась. Как известно. Академия не дает своим питомцам никаких познаний по прикладным искусствам. И вот, несмотря на такую явную неподготовленность, человек назначается ведать делом, совершенно ему чуждым. Можно возразить, что министерство предварительно их командирует за границу для ознакомле­ния с какой-нибудь отраслью, но всякий сколько-нибудь знакомый с этими командировками, знает, что это просто прогулки по заграницам с покупкой образцов иностранного производства. Приобретение же знаний предмета в такой короткий срок и для пюдей столь неподготовленных более чем сомни­тельно. Это относительно художников. Что касается мастеров-руководителей, депо обстоит не лучше: сколько раз обращались ко мне директора и препода­ватели этих школ с просьбой рекомендовать мастера-руководителя по эмали или по чеканке на жалованье 60—70 рублей в месяц. Конечно, приходилось неизменно отвечать, что ни один хороший работник за такую плату не поедет, так как он зарабатывает вдвое больше в мастерских. Б итоге школа довольст­вуется плохим подмастерьем. Такая постановка дела тем более странна, что люди со специальным художественно-прикладным образованием имеются и даже часто за малым развитием нашей художественной промышленности оста­ются без работы и вынуждены стать учителями рисования. Специалисты эти — питомцы Центрального училища барона Штиглица, Общества поощрения худо­жеств. Строгановского училища,- им должно быть поручено целиком дело заве-дывания и преподавания в художественно-ремесленных школах. Я не хочу этим сказать, что их можно прямо со школьной скамьи сделать директорами и руково­дителями классов; но они — тот уже подготовленный материал, который из загра­ничных командировок способен воспринять усовершенствованные приемы рабо­ты и ознакомить с ними наших кустарей. А чтобы получить комплект хороших мастеров-руководителей, нужно не пожалеть дать им приличное вознаграждение.

                                                                                                                             «Ювелир». 1913. № 4.   С. 7—8, Санкт-Петербург

Комментариев нет:

Отправить комментарий