Когда лет 15 тому назад художники принялись за обработку народных художественных мотивов, то кто из нас не возпагап больших надежд на это возрождение национального стиля. Бее, кто жаждал создать или увидеть в русском прикладном искусстве что-нибудь новое, свое, восхищались работами Поленовой, Малютина, Билибина и др. Новизна колорита, неожиданность форм подкупали и обещали пышный расцвет национального прикладного искусства.
Прошло 15 лет, надежды не сбылись, движение остановилось, и мотивы народного стиля только перефразируются на всевозможные лады; создается так называемый кустарный стиль, ничего общего не имеющий с окружающей культурой. Бее, что ни возьмете в этом стиле, сделано как назло требованиям культуры. Выработалась мебель-курьез, годная только для театральных постановок. Кресла неимоверной тяжести и столы, верхняя доска которых своей толщиной не уступает настилке моста. С деревом обращаются как с камнем, с мрамором — как с деревом, с серебром — как с бронзой или еще хуже. Требования техники и жизни отданы в жертву дилетантизму художников.
Я думаю, что теперь полоса увлечения архаическими мотивами прошла и пора подумать о культурной обработке кроющихся в них художественных ценностей. Довольно нелепого подражания, довольно никому не нужной и неудобной мебели, всей этой кустарщины, которую англичане и американцы покупают как курьезы, наравне с изделиями новозеландских дикарей. Не будем увлекаться успехом наших кустарных изделий за границей; только что приведенное сравнение я услышал три месяца назад от французских и английских художников, вполне компетентных в этом деле. Не отрицая художественной ценности этих изделий, они, однако, отказались серьезно критиковать их, рассматривая эти вещи как чисто декоративные и для жизненного обихода не подходящие. Да и действительно, кто решится устроить себе квартиру в новом стиле? Может ли кто из нас представить себя окруженным этой мастодонтской мебелью: для этой обстановки нужны соответствующие люди и костюмы, иначе получается полная дисгармония.
Делом возрождения народного искусства в прикладном искусстве занимались художники; они удовлетворялись одной декоративной внешностью предмета, не предъявляя к нему других требований. Они забывали, что вещь неудобна и непрактична. С такой точкой зрения можно согласиться, когда речь идет о декоративной живописи; но когда создаются предметы, то мы вправе требовать, чтобы они соответствовали нашим потребностям, а не одним декоративным цепям. Помимо этого несоответствия, основной характер направления — деланная грубость,- в мебели плотничья структура предпочитается столярной. Б этой примитивной технике и в этой грубости многие видят отличительные свойства стиля, между тем как оно только подражание плохой технике старины; не в ней заключается стиль, и нет нужды ее копировать.
Настала пора взглянуть более серьезно на задачи прикладного искусства. Если национальному стилю суждено возродиться, то, конечно, только в более культурных формах. Стиль создается сочетанием двух факторов: национального художественного творчества и культурных потребностей эпохи. Создается он не одним человеком, а целыми поколениями. Национальный стиль не выработается у нас, пока не будет художников, проникнутых русским творческим духом и современной им культурой.
Кустарный стиль есть результат низкого уровня культуры кустарей и дилетантизма художников в области прикладного искусства. Оконченная, отделанная форма дается нелегко; эскиз, намек на форму достигаются без особого труда; и по этой легкой дороге пошел псевдонародный стиль. Кустарные работы подкупают непосредственностью исполнения, но дальше их достоинство не идет. Чтобы называть красивыми эти исковерканные орнаменты, этих нелепых зверей талашкинского сборника, нужно большое ослепление.
Сопоставьте любой стиль этим работам, и вы не сможете не удивиться их архаизму. Культурный русский стиль создастся только тогда, когда культура сделается достоянием народа, когда образование познакомит его с искусством остального человечества. Тогда, вооруженный знанием, он сумеет выразить художественные идеалы, в нем заложенные. А пока язык его искусства только милый лепет первобытного человечества.
Ф. Б-ъ*
(«Ювелир». 1913. № 4. С.-Петербург. С. 3—4)
Комментариев нет:
Отправить комментарий