пятница, 16 сентября 2011 г.

ДВА ПИСЬМА Ф.П. БИРБАУМА АКАД. А.Е. ФЕРСМАНУ


Многоуважаемый и дорогой Александр Евгениевич!
Сейчас получил письмо от А. М. (1), которая сообщает о болезни Вашей супруги. Душевно сочувствую Вам и от всего сердца желаю и надеюсь, что все пройдет благополучно.
Первое мое письмо к Вам, по всей вероятности, не дошло, может быть, буду счастливый этот раз.
Живу в непосредственной близости с геологическими проблемами Wildrubel и Wildhorn'а и сам становлюсь похожим на Wildmann’a. Камни здесь берут не качеством, а величиною и количеством, но когда они освещаются первыми лучами, то они сверкают, яко яхонты. Брожу среди них, пока ноги носят, а носят они и по 14 часов в сутки.
Правда, по приезде сестры меня откормили и entieremend retape (2).
Я исполнен такою любовью к скалам, что начинаю верить проф. Яворско­му, который полагает, что человек микрокосм и что в нем заключена душа всего мира, не исключая душу минералов. Вообще часто склонен думать, что люди — камни, а камни — люди.
Избегал этим летом все окружающие глетчеры и бегаю по сейчас. Был на глетчере Р1aine Morte в лунную ночь. Картина такова, что вполне можно себя вообразить на другой планете, а не на нашей глупой, изгаженной Земле, так все там тихо, чисто и торжественно.
Всех, кто страдает и копошится в жизненной долине, я поспал бы туда одуматься, придти в себя.
Если бы не эта окружающая природа, я бы страдал от разлуки со всеми Вами, тем более что так трудно доставить и получить весточку.
Я очень рад был узнать, что Аг. Карл. (3) работает в КЕПСе (4), где он будет очень полезен своими знаниями драгоценных камней. Я видел его семью на похоронах его отца, все здоровы; а сын его поступил в Ecole d’Agriculture в Женеве. Я, конечно, не смею надеяться, что Бы найдете время мне писать, но страшно рад был бы получить несколько строк от Вас, поподробнее о КЕПСе и И. Мат. Культ. (5), о Петергоф, гранильной от Альмы Максим. (6)
Ведь как-никак я все же изгнанник в своем отечестве, бывают же такие. Очень мало кто отвечает на мои письма, и одна Альма Максимовна меня два раза обрадовала, за что ей честь и слава и благодарность до скончания веков.
Не забывайте, дорогой Александр Евгениевич, что я весь в Вашем распоря­жении, если могу быть Вам чем-нибудь полезен здесь. Я же никогда не забуду Ваше сердечное отношение, и наши петергофские беседы на сон грядущий останутся лучшими воспоминаниями.
Горячо жму Вашу руку и остаюсь благодарный и любящий Вас

                                                                                                                                                               Ф. Бирбаум 22/II 1921

Дорогой Александр Евгениевич.
Спасибо Вам за милое письмо и за лестное предложение, хотя воспользо­ваться последним не придется. Я теперь хотя скромно, но устроился здесь. С одной стороны, я так полюбил горы, в которых живу.йУто расстаться с ними было бы большой жертвою, с другой — заработок в 50—60 рублей золотом равняется тому, что могу заработать здесь. Единственно, о чем сожалею, что не могу видеть Бас и всех добрых друзей, но надеюсь, что и это еще сбудется.
С. А. Транцеев, наверно, говорил Вам о предложении, которое я ему делал год тому назад о представительстве национальных гран, и фарф. фабрик за границей. (7)
Ответа а не получил, но Ник. Ив. (8) писал мне недавно, что попытки экспорта за границей не дали удовлетворит, результатов. Наверно, поставили депо как-нибудь и даже не воспользовались теми указаниями, которые я давал в своем письме.
Удивляюсь и что так легкомысленно относятся к этому важному для буду­щего гран, дела вопросу. Нужно бы уделить ему столько же внимания, сколько самому производству, потому что без сбыта ни к чему производство и широкий
сбыт возможен только на иностранном рынке.
Может быть, Н. И. не располагал точными сведениями, потому мне инте­ресно было бы знать Ваше мнение. Со своей стороны, я рад буду помочь делу всячески.
Елиз. Блад. (9) была прошлым летом по моему соседству с проф. Lugeon. Но я, затерянный в горах, поздно получил ее открытку и не мог ее повидать. Илинская (10) устроилась в художеств.  керамической мастерской в Руане, где она работает дли предстоящей Всемирной выставки в Париже. Адрес ее: Fabrique de ceramique d’Art Radiquet Oissel Scine inf France.
Пора бы Вам, дорогой Александр Евгениевич, предпринять поездку по заграницам, отдохнули бы и освежились и, наверно, узнали бы много нового. П. И. мне писал, что Бы быпи серьезно больны, но, слава Богу, поправились. Не верю тому, что Вы постарели, а скорее тому, что устали от чрезмерной работы.
Продолжительный отпуск Вам необходим для дальнейшей работы.
Желаю Вам всего хорошего и остаюсь преданный Вам
Ф. Бирбаум
Привет мой всем.
3/VI 1923
Архив Российской академик наук, ф. 544, оп, 8, д.116

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  А. М. — Альма Максимовна Бонштедт, художница, иллюстрировала книгу Н. И. Бло-давца и А. Е. Ферсмана "Петергофская гранильная фабрика», Петроград, 1919.
2.  Сестры: Альма М. и Анна М. Бонштедт. Последняя — А. М. Бонштедт-Кутшетская, геолог.
3. Аг. Карл. — Агафон Карлович Фаберже.
4.  КЕПС — Комиссия по изучению естественных производитепьных сил России при Академии наук.
5.  И. Мат. Культ. — Институт материальной культуры Академии наук.
6. Альма Максим. — см. прим. 1.
7.  С. А. Транцев — в то время директор Петергофской фабрики.
8.  Очевидно, Влодавец Николай Иванович
9.  Елиз. Влад. — сведений не обнаружено.
10. Илинская — очевидно, Ильинская-Андреолетти, художница фирмы Фаберже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий