Валентин Скурлов, кандидат искусствоведения,
Санкт-Петербург
Историко-психологические
аспекты профессии ювелира в 1917 году
Историческая
психология – это наука, которая изучает психологические особенности человека в
зависимости от исторической эпохи, в которой он проживал или проживает. Основная
задача науки – представить психологическую картину
прошлого, основываясь на фактах и избегая неточностей, т.е. не приписывая эпохе
не свойственных ей черт.
Как отмечал
автор учебника «Историческая психология» В. Шкуратов «Новое время, как и любая эпоха, показывает
громадное разнообразие психической жизни. Исторической психологии еще только
предстоит освоить это эмпирическое богатство, обобщить и дать описание Homo
economicus (Человека экономического), либерального, консервативного или
революционного сознания, типов буржуа, крестьянина, интеллигента, пролетария,
психологически проанализировать важные события периода».
Профессия
ювелира всегда стояла особняком в ряду рабочих профессий. Еще в 1906 г. вновь учрежденная профсоюзная газета
«Голос золото-серебряника» указывала на этот момент: «Ты, портняжка, ювелиру
руку не тяни. Мы при Елизавете Петровне ходили в мундирах и со шпагой». С одной
стороны пролетарий, но часто с
психологией буржуа и либерально- консервативного сознанием. Другая особенность
профессии связана с тем, что предметом
труда ювелиров были драгоценные материалы и драгоценные камни, к которым в
эпоху социальных потрясений было особенное внимание как со стороны свергнутых классов, так, в первую очередь, и со стороны победителей. Это связано с тем, что
на революцию нужны деньги. Ювелирному искусству и ювелирной промышленности в
коммунистическом будущем не было места.
Таким
образом, целый профессиональный отряд трудящихся лишался возможности реализовать
сложные рабочие навыки, в которых важной составляющей было художественное творчество. Ювелиры в
этом отношении близки к художникам. И если рабочие Императорского Фарфорового
завода после Октября 1917 г. нашли применение своим силам в изготовлении
агитационного фарфора, то ювелиры и мастера золото-серебряники в лучшем случае
были задействованы на изготовлении эмалевых знаков и Орденов Красного
Знамени. Лучший эмальер фирмы Фаберже
Николай Петров в 1918 г. умер от голода, несмотря на то, что был занят на
Петроградском Монетном дворе изнурительной работой по изготовлению тех же
красных звездочек. В 1914 году, перед началом Первой мировой войны в Петербурге
насчитывалось около 450 мастеров ювелиров, золото-серебряного и граверного
мастерства. Из них 320 чел. состояли в Серебряном цехе русской Ремесленной
управы, а 130 чел. числились по немецкой Ремесленной управе, деятельность которой
прекратилась в 1915 г. (архив не сохранился). Подмастерьев Серебряного русского
цеха числилось более 1200, а по немецкой управе около 300. Итого мастеров и подмастерьев 1950 чел. Судьба их сложилась после 1917 года
для многих трагически. Революция
– это трагедия. Иван Бунин: «Я был не из тех, кто был ею застигнут врасплох,
для кого ее размеры и зверства были неожиданностью, но все же действительность
превзошла все мои ожидания: во что вскоре превратилась русская революция, не
поймет никто, ее не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто
не утратил образа и подобия Божия, и из России, после захвата власти Лениным,
бежали сотни тысяч людей, имевших малейшую возможность бежать» (И. Бунин. «Окаянные дни»).
Некоторое восстановление численности
ювелиров было в 1923 году, в связи с политикой НЭПа, но не более 100 мастеров,
многие из которых были из «черты оседлости» и не соответствовали квалификации,
требуемой для «обеих столиц» Москвы и Петрограда. Однако уже в 1929 г. в Ленинграде ювелиры
практически все были объединены в артель «Ленинградский ювелир» (170 чел.), частников уже не было. Четверть всего
ювелирного производства до 1917 г. составляли предметы религиозного культа,
которые согласно «Декрета и запрете производства предметов культа» от 20 июня
1929 г. объявлялись вне закона. Отмена этого Декрета состоялась ровно через 60
лет, в июне 1989 года.
Особый
отряд составлял часовщики, в работе которых также использовалось золото и
серебро в корпусах и крышках часов. После начала войны часы были объявлены
стратегической продукцией, поскольку даже не все унтер-офицеры имели этот
важный прибор времени. После революции часовщики оказались по новой
классификации профессий «кустарями-одиночками с мотором», как это звучит в
классической пьесе Н. Погодина «Кремлевские куранты». Само определение «мастера-ювелира» до дореволюционному Ремесленному
уставу предполагало наличие одного подмастерья и одного ученика, и только
мастер имел право «горна», то есть вести производство с огнем. Иначе, первая же
жалоба домохозяина – и полиция закрывала производство. С 1899 года
ювелира-мастера обязаны были вести журнал прихода-расхода драгоценных металлов,
поскольку до трети золота в стране не контролировалось фискальными органами.
Комиссия из члена Пробирного надзора, полицейского чина и представителя
ремесленного сообщества могла прийти в любое время и потребовать отчета о
движении золота и серебра.
Поскольку
революция устанавливает новые порядки, по новой социальной классификации
мастера-ювелиры и часовщики, как использовавшие наемный труд подмастерьев, объявлялись «лишенцами», то есть были лишены
избирательных прав, облагались
повышенным налогом, их могли выселить из города; «лишенцы» не могли поступать в
вузы.
Не сразу новая
власть большевиков вникла в механизм реализации деятельности ювелиров. С самого
начала войны свободное движение драгметаллов в стране было запрещено. Равно как
и обмен бумажных ассигнаций на золото по курсу 15 руб. ассигнациями на золотую
десятку. Ювелиры работали на «давальческом» сырье, из материала заказчика.
Отряд ювелиров в ходе войны сильно уменьшился. Как отмечал Карл Фаберже в
прошении об отсрочке от армии оставшихся мастеров (окт. 1916 г.) до войны в
составе Петроградского отделения работало 209 работников, из них более 100 (!)
мастеров, четверть всех мастеров столицы.
В ходе войны 48 были призваны на фронт, причем фирма выплачивала семьям среднюю
зарплату, 48 ушли работать на оборонные заводы. В выигрыше оказались фирмы с более
возрастным персоналом, поскольку в первое время не подлежали призыву лица
старше 45 лет. Карл Фаберже обращал внимание военного ведомства, что ювелиры
исполняют большие оборонные заказы полков и гвардейских частей по выпуску
знаков и жетонов, а также заказы Капитула на выпуск орденов, потребность в
которых выросла на порядок. Кроме того, фирма была монополистом в производстве
знаков благотворительных обществ помощи увечным воинам. Как писал Карл Фаберже
подготовка профессионалов эмальеров и граверов требует не менее пяти лет. Не менее
трети сотрудников коллектива «Товарищества Фаберже» были финляндскими
уроженцами, которые после объявления независимости Финляндии в конце 1917 г.
стали покидать Петроград. Однако и у них были сложности с вывозом имущества.
Так, дача ювелира Хольмстрема в Шувалово подверглась налету и ограблению.
Многочисленные грабители, выпущенные на волю еще в ходе Февральской революции,
выявляли адреса проживания и мастерских ювелиров и совершали налеты. В 1918 г.
подвергся нападению старый мастер А. Тилландер (1937–1918), который носил с
собой портфель с драгоценностями. Ему удалось отбиться, но от полученных травм
через несколько месяцев скончался. Нападавшими были два его бывших подмастерья,
между прочим, финны. Таким образом, честность и порядочность, которая в силу
протестантского воспитания отличала финских
мастеров-ювелиров, в результате революционных трансформаций была подвергнута девальвации и даже полному
отрицанию. «Бога нет – все можно», как говорил персонаж Достоевского.
Большой
удар профессиональному сообществу ювелиров большевики нанесли внедрением с 15
января 1918 года «Декрета о золоте». согласно которому ограничивалось владение
частными лицами золотых вещей более 15 золотников (64 г), иначе говоря, владелец золотого портсигара в 200 грамм
должен был распилить его на три части и имел право владеть только одной третью.
Две трети он обязан был сдать государству по установленной цене, на порядок
ниже рыночной. Тем же Декретом разрешалось работать только с золотом не выше
36-ой пробы (375-ой метрической). Сплав такой пробы мастера делать не умели,
поскольку это довольно сложная процедура, требующая знания химической
технологии, в противном случае изделие через год-два корродировало. Товарищество
«Карл Фаберже» по своим каналам знало о готовящемся «Декрете о золоте» и 06 января 1918 г. объявило о ликвидации фирмы. Была создана
Ликвидационная комиссия, и до первых месяцев 1919 года фирма формально и
практически находилась в процессе ликвидации, что не помешало аресту имущества
Московского отделения в октябре 1918 г. и конфискации его в марте 1919 г. Главный
бухгалтер фирмы Отто Бауэр в марте 1919 г. писал Карлу Фаберже, что три четверти
имущества фирмы спасено.Однако члены семьи Фаберже не воспользовались
спасенным, поскольку Карл в сентябре 1920 г. умер в Лозанне, а Отто Бауэр,
пользовавшийся доверием К. Фаберже, выехал с ценностями на историческую родину
в Латвию в 1922 году, объявив наследникам, что «все отняли большевики». Как
отмечал главный мастер фирмы Франц Бирбаум, хозяева мастерских (на 70 % финны)
возложили на фирму расчет с работниками, выплату трехмесячного выходного
пособия, хотя в свое время изрядно нажились, имея постоянные заказы от фирмы.
Это еще раз доказывает, что на уровне психологии произошла ломка понятий о
чести и совести.
Книга «Агафон Фаберже в красном Петрограде» (2012) красочно и убедительно повествует о жизни
потомков Карла Фаберже во время революции,
о судьбе его второго сына —
Агафона Карловича. В книге предстают
ювелиры Петрограда в экстремальных
ситуациях, пытающиеся сохранить свои
принципы через катастрофу революции.
Фирма потеряла постоянные заказы от ликвидированного Министерства
Императорского двора и его важного подразделений: Кабинета Его Величества и
Капитула орденов. Интересно, как характеризовалось Министерство двора в путеводителе
ЦГИА СССР (с 1991 г. РГИА), изданного
в 1970-х гг., которым и сейчас пользуются
исследователи. Он начинался фразой: «Министерство императорского двора было
одним из наиболее паразитических и антинародных учреждений Российской империи».
Таким образом, и ювелиры, обслуживающие предметами роскоши эксплуататоров,
объявлялись их пособниками.
В 1917 году художнику фирмы Фаберже,
«придворному миниатюристу» Василию Ивановичу Зуеву было 47 лет, когда его жизнь
круто изменилась. Октябрьская революция 1917 г. закрыла для художника возможность
творить. На сделку с Советской властью
он не пошел, рисовать Керенского и Ленина, как это делал другой художник фирмы Фаберже академик – гравер Михаил
Рундальцов – не стал. Лукутинские мастера стали федоскинцами и перешли на
шкатулки с изображением красноармейцев и Буденного. Василий Иванович Зуев был
человек принципов, чего от него никто не ожидал. Сам Карл Фаберже и два его
сотрудника петроградского магазина: Бломериус и Огваздин были членами партии «октябристов»
(Партия «17 Октября 1905 г.»),
поддерживали конституционную монархию. Членами этой партии были такие
примечательные личности, как А. Гучков,
М. Родзянко, братья В. и П. Рябушинские,
Э. Нобель, Ф. Плевако, Б. Суворин, архитектор Л. Бенуа и другие.
Неизвестно, как сложилась бы
судьба Зуева, если бы он остался в Петрограде, амплуа и слава «придворного
миниатюриста» служила бы для комиссаров убедительным ярлыком
контрреволюционера. Тем более, Зуев был владельцем 6-комнатной квартиры в
богатом доходном доме, а до 1917 г. проживал под крылом сенатора Свербеева. О
таком персонаже быстро бы доложили в ЧК при многочисленных чистках и обысках.
Можно представить реакцию чекистов при обнаружении императорских миниатюр или
даже фотографий, с которых Василий Иванович рисовал миниатюрные композиции на
темы жизни императорской семьи. Находясь
в глуши, в заволжской деревне, Василий Иванович особо не распространялся о
работе на царя, но шила в мешке не утаишь. В 1931 году Зуев по доносу был
арестован и пять месяцев провел в заточении.
Финны – мастера фирмы вернулись на родину, латыши и эстонцы поехали
строить независимые государства. Собственно и Карл Фаберже выехал в Ригу в
сентябре 1918 г., на «родину дедушки» в Лифляндскую губернию, которая еще не
стала государством Латвией. Художники немецкого происхождения были
интернированы еще раньше, в 1914 г., а по условиям Брестского мира вернулись на
родину. Бирбаум выехал в Швейцарию в мае 1920 г. Андрей Маркетти, Джулио
Гверриери и скульптор Луиджи Буцци вернулись
в Италию. Борис Фредман-Клюзель и
Гуго Эберг выехали в Швецию. Спаслись
даже некоторые русские мастера, которые на рубеже 40–50-х гг. пытались с
Евгением Фаберже восстановить в Париже изготовление изделий под брендом
фирмы: мастера Долгов, Овчинников, Михаил Иванов, Николаев, Георг Штейн.
Оставшихся ждала тяжелая судьба. Вот скорбный «Ювелирный Мартиролог»:
Агафон Фаберже два с половиной года
сидел в тюрьме, пока не сумел бежать в декабре 1927 г. Его брату Александру
повезло: он сидел в тюрьме только полгода, до марта 1920 г. В 1930 г. арестованы Иван Гальнбек (три года провел в ссылке, умер
в 1934 г.), Александр Котлер арестован в 1929 г. в Екатеринбурге, также три
года ссылки; в 1932 г. вернулся в
Чехословакию, умер в 1953 г. Александр
Фердинандович Кельх, заказчик семи пасхальных яиц уровня императорских – арест
в 1929 г., сослан, следы теряются. Художник Ваня Комаленков умер от голода в
1920 г. Эмальер Николай Петров умер от голода в Петрограде в 1918 г., как и
жена Бирбаума Александрова. Иван Брицын был в 1928 г. арестован за «оценку
бриллиантов» и выслан в Чувашию. Камнерез Кремлев прятался в пермской глуши, умер
в 1942 г. в Казахстане, могила неизвестна. Художник Чешуин сменил фамилию на Таежный,
чтобы ничто не напоминало о прошлом. Как мне рассказывала дочь художницы
Клавдии Апухтиной (1885–1986), ее мама, после революции никогда не вспоминала о
своем успехе на Конкурсе имени Придворного ювелира Фаберже 1912 года и рисовала
топографические карты. Потому и прожила 101 год. Главного ювелира Московского отделения фирмы
Артура Миткевича в 1927 г. уволили из Московского Ювелирного товарищества по
доносу рабочих, под смехотворным предлогом, что мастер, якобы не умеет делать
лигатуру металла. На самом деле, причина в
том, что Миткевич был потомственным дворянином и «бывшим хозяином», то
есть «эксплуататором», строго относился к нарушениям производственной
дисциплины. Федор Афанасьев служил
оценщиком в Гохране, но тоже был уволен, и следы его теряются после 1927 г.
Только немногим удалось прожить тихую жизнь в качестве школьных учителей
рисования, таким как Иван Либерг и Евгений Якобсон. Художники Шевердяев,
Шишкина и Федор Козлов пытались в 1919 г. спасти московскую мастерскую фирмы,
переведя в статус учебной, однако новой власти ювелиры были не нужны. В
дальнейшем они преподавали во ВХУТЕМАСе. Там же преподавал гравер Константинов,
но в 1927 г. уволен, не прошел чистку, как непролетарский элемент. Талантливый Дмитрий Иванов работал на Фарфоровом заводе
Ломоносова, но после 1929 г. – пропал. Мало художников фирмы Фаберже вписалось
в революционную эпоху. Георгий Савицкий
уехал в 1918 г. на родину в Пензу, прожил там 4 года, рисовал ради пайка эскизы
украшений для Октябрьских торжеств. Благодаря умению рисовать коней, нашел себя
в студии Грекова, которая пользовалась
покровительством Буденного и Ворошилова, но всю жизнь боялся ареста. Мать его
была француженка. Для чекистов этого было достаточно.
Сам характер исполнения индивидуальных
ювелирных вещей предполагал приватное взаимодействие с клиентами из привилегированных,
а теперь, по новой терминологии, «эксплуататорских классов». Именно поэтому немало
ювелиров вместе со своими прежними заказчиками оказались в эмиграции. В 20–50-х
гг. прошлого века в Париже работали вместе с братьями Евгением и Александром
Фаберже некоторые петроградские ювелиры: Гаврилов, Николаев, Иванов, Риммер,
одесские мастера Никулин, Другов, а также екатеринбургский камнерез Прокопий
Овчинников.
Последствия Великой Русской революции
1917 г. для судьбы ювелиров отражались очень долго, иногда на протяжении всей
их жизни. Психологические последствия можно наблюдать в сложной адаптации
ювелиров к рыночно-экономическим условия
нового капитализма 1991 года. Многие ювелиры, работавшие подпольно при
советской власти до сих пор ведут скрытый образ жизни. В первые 5–8 лет после
1991 года многие еще боялись восстановления прежних коммунистических порядков и
не афишировали свою деятельность. Страшнее статьи о работе с драгметаллами была
статья о частнопредпринимательской деятельности, по которой привлекали ювелиров
уже с конца 1920-х гг.
Резюмируя, можно отметить, что многие
историко-психологические аспекты жизнедеятельности ювелиров в ходе революций
еще предстоит изучить, поскольку не введены в оборот закрытые до сих пор
архивные материалы силовых ведомств даже революционной эпохи и не исследован массив
мемуаров и даже периодической литературы по данному вопросу. Эта задача ждет
молодых исследователей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий