Человек,
преображающий мир!
Мое знакомство с Валентином Васильевичем Скурловым проходило довольно оригинально: как бы тремя
путями, которые не сразу слились. За моей спиной на профессиональном поприще
остались МГУ Географический Факультет, аспирантура, обучение огранки в
Екатеринбурге, организация ограночного цеха в Якутске, работа в ювелирных
фирмах в Москве. К концу 90-х я уже понимала и владела всеми технологическими
особенностями обработки камня, неплохо разбиралась в драгоценных и поделочных
камнях, знала многих камнерезов, огранщиков, ювелиров, бизнесменов,
коллекционеров со всех регионов России. Наступил момент, когда я из бизнеса и
производства ушла в образовательные проекты и научно-публицистическую
деятельность, связанную с использованием декоративного камня в России.
Сотрудничество с 2000-го года с культурно-просветительскими, ювелирными
журналами, выезд по заданию редакций на профильные выставки для написания
репортажей и освящения конкурсов сразу погрузила меня в мир современного
драгоценного искусства. Я просто на автомате стала скупать все более-менее
серьезные книги по ювелирным технологиям, по истории российского ювелирного
искусства. Авторы, как ни странно, меня не очень интересовали: мне казалось,
что они из какого-то иного мира… Как потом оказалось, те книги, что задержалось
на моих полках, были написаны ВВС. Это 1-й путь встречи с ВВС!
На рубеже ХХ и XXI вв. в России было всего 4
авторитетных ювелирных журнала, среди них «Антикварное обозрение» и чуть
попроще «Русский ювелир». Многие мои коллеги старались обратить мое внимание на
учредителя и эксперта этих журналов – ВВС, но для меня антикварные темы и
питерская подача казались излишне помпезными, а их издатели – небожителями. Ну
где нам пересекаться?! То ли дело камнерезное, здесь же и ограночное, искусство!
Оно мне казалось народным, живым, лучезарным. Отстранение от антикварной темы
отдаляло и знакомство с ВВС. Это 2-й путь (или антипуть) встречи с ВВС!
Меня интересовал камень, история и проблемы его
использования в России. Странно было и камень есть, и художники есть, а все
какое-то UNERGROUND! С упорством архивной крысы я вгрызалась в любой источник
информации и все тащила в свою нору- копилку-голову. Я погрузилась в хаос
законодательства и факты укоренившегося произвола на местах. В 2006 по заданию
редакции «Ювелирное обозрение» я писала аналитический материал по изумрудному
рынку, о перипетиях вовлечения уральского камня. Понятно, в этой теме, даже
если и надыбил эксклюзивный материал и твои выводы ясны и конкретны, то написать
их прямо часто не представляется возможным: охраны же мне никто не предоставит!
Вот и мучаешься, выдумываешь эзопов язык! И тут на выставке «Петербургский
ювелир» продавалась, только недавно изданная книга «Ювелиры и камнерезы Урала. Сборник
мемуаров, статей и архивных документов по истории уральского ювелирного и
камнерезного искусства». Я почти плакала от восторга и удивлялась
скромной цене: это же настоящий кладезь! Мне таки удалось написать статью:
говоря о событиях столетней давности, провести параллели с настоящим. Я была
благодарна автору книги. (Это был 3-й пусть встречи с ВВС) Я несколько раз
читала имя автора-составителя - В.В.Скурлов, но это имя у меня совершенно не
связывалось с двумя первыми ВВС. Воссоединение их произошло позже. Но к 3-ему
ВВС я испытывала необыкновенную симпатию, доверие, и желание познакомиться.
И, конечно, выставка «Петербургский ювелир» в Манеже,
где на международный конкурс «Ювелирный Олимп» стекались все эксперты,
искусствоведы, коллекционеры России и зарубежья, мне такую возможность
предоставила. В 2006 я присутствовала на собрании участников выставки по
вопросу создания Союза камнерезов. Надо сказать, питерские художники всегда
отличались театральной напыщенностью и страстью подискутировать. И пока они
решали, примут ли они в будущий союз янтарщиков, резчиков по мягкому камню,
косторезов, мусолили вопрос «где искусство, а где ремесло?», Скурлов простотой
изложения фактов констатировал: «Мы (т.е. камнерезы) есть!» И пока все тренировались
в словесном многоборье, этот мудрый лис, можно сказать, построил всех в колонну
по двое (чтобы продолжали обсуждение) и повел за собой. У него явно был план!
Сам мне Валентин Васильевич напоминал воробья – большая голова (по отношению ко
всему облику), скромные одеяния и еле сдерживаемая внутренняя энергия, которая
его немного трепыхала. Весь его вид был притягателен, интриговал, но рядом с
ним находиться было необыкновенно комфортно.
Декабрь 2008 года на традиционной выставке в Манеже
(СПб) все участники и гости конкурса «Ювелирный олимп» наблюдали странное,
можно сказать «астрономическое» явление»: на награждении победителей ВВС вручил
орден Денисова-Уральского Мемориального фонда Фаберже (о котором все
присутствующие что-то смутно слышали) камнерезам Антону Ананьеву и Александру
Веселовскому, те в свою очередь этим орденом наградили ВВС. Присутствующие на
мероприятии одни недоумевали, другие ухмылялись, но все явно ощущали, что
являются свидетелями и участниками некого ритуального действа. Это был АКТ
ПОСВЯЩЕНИЯ Мемориального фонда Фаберже в мир художников-камнерезов, которому он
присягал служить. С этого момента МИР Российского ювелирного и камнерезного
искусства раскололся на ПРОШЛОЕ и НАСТОЯЩЕЕ.
Справка:
Почётный знак «Орден Алексея Козьмича
ДЕНИСОВА-УРАЛЬСКОГО» учрежден в феврале 2008 года в Санкт-Петербурге, в
ознаменование заслуг выдающегося русского художника, камнереза, геммолога,
предпринимателя и общественного деятеля А. К. Денисова-Уральского (1864-1926),
одного из учредителей в 1912 году Общества «Русские самоцветы» в
Санкт-Петербурге. (в
удостоверении о вручении Ордена внесена формулировка обоснования: «За
выдающийся вклад в развитие камнерезного искусства России, сохранение и
творческое развитие традиций А.К. Денисова – Уральского». В соответствии со
статусом Ордена всем награжденным присвоено звание «Заслуженный деятель
камнерезного искусства»)
Прошлое и настоящее отличались положением в социуме
и психологическом состоянии самих художников-камнерезов, ювелиров, огранщиков,
дизайнеров. В ПРОШЛОМ художник был известен узкому кругу коллег и близких. Это
можно сказать был трофей экспертов, искусствоведов, всевозможных посредников и
огромного сала околокультурной прослойки, которые железным занавесом стояли
между мастером и ценителями изящного искусства, которые могли себе позволить
заплатить достойные суммы за шедевр. Сами художники, находясь в изоляции,
испытывали неуверенность в себе, своем творчестве, постоянно завидовали друг
другу и заискивали перед той самой прослойкой. В НАСТОЯЩЕМ награда позволяла
открыто заявить о себе прежде всего для самого себя. ВВС носился по стране
отмечая мастеров, причем награждал не по одному, а по нескольку сразу. Это
как-то снижало уровень внутреннего напряжения среди самих художников и
поднимало в глазах местной культурной элиты. Для художников сразу начинали
открываться выставочные залы, уменьшалось давление фискальных органов.
Художнику возвращалось право творить, не оборачиваясь в ожидании небрежных
высказываний и глупых обвинений. Россию начала заполнять совсем иная творческая
среда, полная уважения художников друг к другу и самому себе (это, пожалуй,
самое сложное), к своему делу. Художнику из прошлого, похожего на городского
сумасшедшего или эпатажного трансвестита, пришел на смену респектабельный,
уравновешенный, в общем веселый и приятный в общении человек. Так выглядит
любой человек, который занимается любимым делом и при этом успешен. Эти
перемены настолько разительны, именно что не другие люди пришли на смену
прежним, а сами художники изменились.
Как журналисту, исследователю и преподавателю мне
приходится бывать в разных частях страны и везде я наблюдаю эти изменения и
везде вижу след деятельности ВВС. Наши пути часто пересекаются, иногда с
небольшими временными интервалами. Только я вернулась из Сибая (Башкортостан),
вслед получаю фото от Дамира Девятова о прогулках по горам с ВВС; зашла в Музей
камнерезного, ювелирного и ограночного искусства в Екатеринбурге, а ВВС здесь
торжественно награждает художников; еду из Эстонии в Калининград в музей
янтаря, а ВВС уже заседает в президиуме жюри конкурса ювелиров. Я ему звоню, а
он мне пишет, что он в Америке, или в Баден-Бадене, или в Женеве, а через день
мы встречается на выставке в Москве или в СПб, или по хроникам друзей наблюдаю
его в Сибири, или Крыму, или в Украине. Общаясь с ним или через него круг знакомых
художников, экспертов, реставраторов, ценителей, галерейщиков постоянно растет.
При этом где бы на каком мероприятии не столкнулись с самим ВВС, это всегда
презентация новой книги! Нереально!
А что же художники! Они тоже носятся по миру,
впитывая в себя новые мотивы, культуры, традиции и все это поет в их работах.
Они не кричат о своем успехе, но это и так видно, они строят дома, вокруг них
вьются дети и внуки и как ни странно, стремятся продолжить творческую родову.
Это ли не успех! Самое важное, что за это короткое время сформировался слой
коллекционеров, ориентированных не на антикварное, а на современное камнерезное
и ювелирное искусство. Музеи безвозмездно предоставляют залы для экспозиции
частных коллекций. Так частная коллекция Максима Арциновича современных
камнерезных работ, среди которых и работы Антона Ананьева и Александра
Веселовского, экспонируется в Эрмитаже. В Филиале Иркутского областного
художественного музея имени В.П. Сукачёва открыта «Особая кладовая», представляющая
настоящие сокровища, выполненные современными мастерами Иркутска и СПб. Все они
имеют награды Мемориального Фонда Фаберже.
Трудно себе представить, чтобы в СССР художник в
рассвете лет, мог созерцать свои работы в музеях и пить своей нежной и ранимой
душой волнение и восхищение посетителей! А сейчас это реально! А еще менее 10
лет все было по-другому! Художник занял достойное место среди достойных! Это
настоящее возвращение эпохи серебряного века, вместе с возвращением имени
Фаберже и возрождения благороднейших традиций.
Какова заслуга в этом ВВС?! Когда человек
протягивает другому руку поддержки, мы понимаем, что это добрый человек. А
когда он поддерживает сразу несколько сотен? А главное эти люди начинают
поддерживать друг друга! И это поле расширяется!
Человек,
меняющий действительность, преображающий ее, кто он? Такими были Иисус Христос,
Николай Угодник!
Когда я думаю о ВВС, в памяти возникает забавная
картинка: участники конференции в Музее Фаберже 2015года после посещения
Петергофа утомленные и довольные не спеша покидают теплоход. И тут я краем
глаза цепляю, что ВВС, поспешив выйти раньше всех, бежит по тротуару
Адмиралтейской набережной. Думаю, наверное, догоняет кого-то. Но нет, обогнав
одних, потом других, исчез из виду. До сих пор жалею, что не сняла это на камеру!
Позже я спросила ВВС: «Куда Вы так бежали, будто Вам под 30, а не под 70?»., -
«Экспертиза, люди ждали. Должен же я как-то зарабатывать деньги на поездки,
исследования, на написание книг!», - «Надо же! А я думала Вы питаетесь Святым
Духом!»
Можно конечно определить ВВС простыми словами:
профессионал, интеллектуал, патриот, эстет, человек, обладающий незаурядным
проектным мышлением, трудоголик, широкой души человек. А по мне так – СВЯТОЙ!
Тюльпакова Ольга Николаевна, писатель, журналист, географ,
геммолог, член Творческого объединения художников, президент фонда «Сад камней»,
г. Дедовск, Московской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий