среда, 6 декабря 2017 г.

АННОТАЦИЯ книги Валентина Васильевича Скурлова "В поисках архива Фаберже".

АННОТАЦИЯ книги Валентина Васильевича Скурлова "В поисках архива Фаберже". 
Ответы на вопросы журналиста, заместителя главного редактора газеты "Санкт-Петербургские ведомости"  Евгения Александровича Веселова. 
01 декабря 2017 г. 

О книге «В поисках архива Фаберже»
Жизнь отданная поиску.

Откуда мы стали так много знать о Фаберже? Кто нам открыл Фаберже, этого неотделимого от Петербурга персонажа, заслуги которого перед городом несомненны и казалось, что так было всегда. Ан нет. Читатели со стажем могут напомнить, что до выставки «Великий Фаберже» в Елагиноостровском музее в 1989 году про Фаберже многие и не слыхали. Фаберже триумфально вернулся в Ленинград-Петербург. На той выставке с марта по сентябрь работал экскурсоводом скромный научный сотрудник Всесоюзного НИИ ювелирной промышленности Валентин Скурлов. Он сразу угадал в Фаберже великое будущее и приложил максимум усилий для его триумфального возвращения. Промежуточный итог, связанный со 100-летием Великой Русской революции 1917 года, отмечаемым в этом году, впечатляет. Скурловым написаны 26 книг по истории русского ювелирного искусства и антикварного дела и более 300 публикаций.  Главным персонажем, объектом исследования была харизматическая фигура Карла Фаберже. Выяснилось, что в фирме в лучшие времена работало более 600 чел., в том числе более 80-ти художников, скульпторов и специалистов разных ювелирных специальностей, а всего с августа 1842 по 06 января 1918 года (даты объявленной самоликвидации Товарищества «Карл Фаберже») творческой фирмой исполнено только ювелирных изделий более 250 000.
«Что еще не изучено? Какие цели Вы себе ставите?» - спросили мы Валентина Скурлова, который за последние  тридцать лет исследований превратился в признанного мэтра фабержеведения, науки, одним из создателей которой он стал, почетного академика Российской академии художеств, эксперта Министерства культуры РФ, консультанта по Фаберже Аукционного дома «Кристи» и кандидата искусствоведения.
«Наука, закрывая одни вопросы, ставить перед нами десять новых»- отвечал фабержевед. - Но есть задача, которая до сих пор не решена и которую я себе, наивный, поставил еще в самом начале своих штудий. Это – составление полного Списка произведений Фаберже, а также составление Алфавита сотрудников и  написание биографий художников и мастеров фирмы. Здесь хватит работы целой научной лаборатории и, не побоюсь этого сказать, целого научного «Института изучения наследия Фаберже». Это страшно интересно. Еще непочатый край работы. Особенно интересен контекст эпохи. Последнее время меня интересуют вопросы исторической психологии. Я хочу понять, чем руководствовались клиенты-заказчики фирмы при покупке ювелирных изделий, почему они выбирали именно изделия Фаберже. (Матильда Кшесинская из принципа покупала только Фаберже и давала четко понять своим поклонникам, что принимаются подарки только с клеймами Фаберже). Но как говорил Карл Маркс, это нам только кажется, что мы выбираем. На самом деле, спрос берется силой. Именно Фаберже формировал спрос, гениально угадывая вновь возникающие потребности. Вот эта связка «царь – ювелир»  и более тесная связка «царица – ювелир» еще не изучена в полном объеме. Есть весьма серьезные основания полагать, что в психологическом плане царь проигрывал ювелиру. Об этом мне говорил Олег Агафонович Фаберже, который еще в 1990 году подарил мне свою автобиографическую книгу «Сполохи».  Олег Фаберже (1923–1993) написал свою книгу для двух дочерей и внуков. И я решил написать такую книгу «В поисках архива Фаберже». Недаром говорят, что сам процесс поиска часто интереснее результата. Могу подтвердить это с полным основанием. Найдем ли мы когда-либо Инвентарные книги Фаберже? Я не сомневаюсь, что найдем. Будет ли закрыт вопрос с наследием Фаберже. Ровно наоборот, возникнет новое поле исследований. Искать, где эти предметы, какая судьба их владельцев. Определить, как творчество  Фаберже повлияло на развитие мирового ювелирного искусства. А это и есть признание России как великой мировой державы с великой культурой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий