понедельник, 11 декабря 2017 г.

Первая моя встреча с Валентином Васильевичем случилась в 2007 году. В то время я работала дизайнером в Петербургском издательстве «Лики России». Задумывалось выпустить книгу «К. Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки “Русского типа”». Тогда я еще не подозревала, что этот проект положит начало нашему последующему долгому  сотрудничеству с Валентином Васильевичем, а тема «Фаберже» займет важное  место в моей работе и откроет удивительный мир ювелирного искусства.
Далее будут выпущены книги и брошюры: «Михаил Перхин — ювелир фирмы Фаберже. Кавалеры Ордена Михаила Перхина» 2011 г.; «Украiна та Фаберже» 2013 г.; «А.К. Денисов-Уральский. К 150-летию со дня рождения» 2013 г.; «Эстония и Фаберже. К 200-летию со дня рождения Густава Фаберже» 2014 г.; «Крым и Фаберже» 2015 г.; «К. Фаберже и Iосифъ Маршакъ» 2016 г.; «Императорское пасхальное яйцо 1902 года "Ольгинское Свадебное"» 2016 г. В этом году вышла в свет книга «Василий Зуев. Придворный миниатюрист, художник фирмы Фаберже».
Хочется приоткрыть завесу работы над книгами…
Обычно будущее издание рождается со звонка Валентина Васильевича по телефону, и звучат приблизительно такие слова: «Будем делать брошюру, небольшую, страниц на 40…». Последнее уточнение всегда вызывает у меня улыбку, ведь сначала материал помещается страниц на 100, далее, в процессе работы над макетом, появляются еще интересные факты и мысли, и запросто может получиться страниц 200, а то и больше. При том, что материал подан на развороте очень плотно, информации выдается громадное количество. По началу, я, как дизайнер, переживала, что не смогу сделать элегантный альбом в духе одной красивой большой фотографии на полосу, что многие фотографии старые, плохого качества и маленького размера, и возможности переснять нет. Но со временем я отчетливо увидела, что все, выпускаемые Валентином Васильевичем, книги на самом деле имеют свой неповторимый «Скурловский» стиль. Это увлекательнейшие, богато иллюстрированные энциклопедии, посвященные ювелирному искусству и людям, чьи судьбы связаны с ним. Практически никогда предмет или ювелирное изделие не стоит «одиноко», как правило, Валентин Васильевич всегда сопровождает его какой-либо историей или любопытной легендой.
Мне также посчастливилось стать свидетелем того, как Валентин Васильевич, подобно известному детективу Шерлоку Холмсу, имея в распоряжении поначалу всего лишь одну «улику», восстанавливает целую историю создания ювелирных шедевров, судьбу человека. Именно так родилась книга, аж в 220 страниц, «Василий Зуев». А ведь начиналась она со скромного упоминания фамилии «Зуев» в записях Ф. Бирбаума. И все!
Валентину Васильевичу всегда удается вдохновить на работу над книгой. Думаю, секрет этого кроется в его собственной «заразительной» увлеченности материалом, и той свободе и доверии, которые он оказывает дизайнеру. Мне кажется, что он следует принципу, изложенному еще Ф. Бирбаумом в книге «История фирмы Фаберже»:

«…Короли биржи, сахара, нефти и др. Нужно сказать, что с ними было несравненно и приятнее работать. Почти всегда одаренные практическим умом, они не претендовали на художественную инициативу, не навязывали своих идей и проектов. Они полагали, не без основания, что художник такой же специалист, как инженер или бухгалтер и указка может только повредить. <…> При таких условиях художник творил свободно, что очень ценно, а затем чувствовал, что несет полную ответственность за творимое, что не менее важно».
В январе 2015 года, на открытии памятника Густаву Фаберже в г. Пярну,   Валентин Васильевич преподнес мне поистине царский подарок  –лично представив Татьяне Федоровне Фаберже – правнучке Карла Фаберже, почетному председателю Международного Мемориального Фонда К. Фаберже.
Я благодарна  Валентину Васильевичу за те уроки, которые он преподает мне, раскрывая принципы организации работы в фирме Фаберже, и качества характера, которые были свойственны как самому Карлу Фаберже, так и мастерам его фирмы. Такие как трудолюбие, внимание к мельчайшим деталям в работе, внимание к пожеланиям заказчика, индивидуальный подход к каждой новой творческой задаче, в хорошем смысле «перфекционизм» в отношении выполняемой работы и профессиональное честолюбие.

С полной уверенностью могу сказать, что мне посчастливилось быть знакомой с умным, интересным, творческим человеком, обладающим глубокими знаниями и блестящим искусством человеческого общения - Скурловым Валентином Васильевичем.

С большим уважением и пожеланиями творческого долголетия

Анастасия Тютюнник, петербургский книжный дизайнер

Октябрь 2017 г.





Комментариев нет:

Отправить комментарий