Первая моя встреча с Валентином Васильевичем случилась в
2007 году. В то время я работала дизайнером в Петербургском издательстве «Лики
России». Задумывалось выпустить книгу «К. Фаберже и его продолжатели.
Камнерезные фигурки “Русского типа”». Тогда я еще не подозревала, что этот
проект положит начало нашему последующему долгому сотрудничеству с Валентином Васильевичем, а
тема «Фаберже» займет важное место в
моей работе и откроет удивительный мир ювелирного искусства.
Далее будут выпущены книги и брошюры: «Михаил Перхин — ювелир фирмы Фаберже.
Кавалеры Ордена Михаила Перхина»
Хочется приоткрыть завесу работы над книгами…
Обычно будущее издание рождается со звонка Валентина
Васильевича по телефону, и звучат приблизительно такие слова: «Будем делать
брошюру, небольшую, страниц на 40…». Последнее уточнение всегда вызывает у меня
улыбку, ведь сначала материал помещается страниц на 100, далее, в процессе
работы над макетом, появляются еще интересные факты и мысли, и запросто может
получиться страниц 200, а то и больше. При том, что материал подан на развороте
очень плотно, информации выдается громадное количество. По началу, я, как
дизайнер, переживала, что не смогу сделать элегантный альбом в духе одной
красивой большой фотографии на полосу, что многие фотографии старые, плохого
качества и маленького размера, и возможности переснять нет. Но со временем я
отчетливо увидела, что все, выпускаемые Валентином Васильевичем, книги на самом
деле имеют свой неповторимый «Скурловский» стиль. Это увлекательнейшие, богато
иллюстрированные энциклопедии, посвященные ювелирному искусству и людям, чьи
судьбы связаны с ним. Практически никогда предмет или ювелирное изделие не
стоит «одиноко», как правило, Валентин Васильевич всегда сопровождает его
какой-либо историей или любопытной легендой.
Мне также посчастливилось стать свидетелем того, как
Валентин Васильевич, подобно известному детективу Шерлоку Холмсу, имея в
распоряжении поначалу всего лишь одну «улику», восстанавливает целую историю
создания ювелирных шедевров, судьбу человека. Именно так родилась книга, аж в 220
страниц, «Василий Зуев». А ведь начиналась она со скромного упоминания фамилии
«Зуев» в записях Ф. Бирбаума. И все!
Валентину Васильевичу всегда удается вдохновить на работу
над книгой. Думаю, секрет этого кроется в его собственной «заразительной»
увлеченности материалом, и той свободе и доверии, которые он оказывает дизайнеру.
Мне кажется, что он следует принципу, изложенному еще Ф. Бирбаумом в книге «История
фирмы Фаберже»:
«…Короли биржи,
сахара, нефти и др. Нужно сказать, что с ними было несравненно и приятнее
работать. Почти всегда одаренные практическим умом, они не претендовали на
художественную инициативу, не навязывали своих идей и проектов. Они полагали,
не без основания, что художник такой же специалист, как инженер или бухгалтер и
указка может только повредить. <…> При таких условиях художник творил
свободно, что очень ценно, а затем чувствовал, что несет полную ответственность
за творимое, что не менее важно».
В январе 2015 года, на открытии памятника Густаву Фаберже в г. Пярну, Валентин Васильевич преподнес мне поистине
царский подарок –лично представив
Татьяне Федоровне Фаберже – правнучке Карла Фаберже, почетному председателю
Международного Мемориального Фонда К. Фаберже.
Я благодарна Валентину
Васильевичу за те уроки, которые он преподает мне, раскрывая принципы организации
работы в фирме Фаберже, и качества характера, которые были свойственны как
самому Карлу Фаберже, так и мастерам его фирмы. Такие как трудолюбие, внимание
к мельчайшим деталям в работе, внимание к пожеланиям заказчика, индивидуальный
подход к каждой новой творческой задаче, в хорошем смысле «перфекционизм» в
отношении выполняемой работы и профессиональное честолюбие.
С полной уверенностью могу сказать, что мне посчастливилось быть знакомой с умным, интересным, творческим человеком,
обладающим глубокими знаниями и блестящим искусством человеческого общения -
Скурловым Валентином Васильевичем.
С большим уважением и пожеланиями творческого долголетия
Анастасия Тютюнник,
петербургский книжный дизайнер
Октябрь 2017 г .
Комментариев нет:
Отправить комментарий