У меня
есть фотография, которая мне очень дорога. На ней мальчик и двое взрослых
солидного вида мужчин разглядывают расставленную перед ними на столе коллекцию
камнерезных фигурок. Это фото сделано у меня дома, в Новосибирске в августе
2010 года. Мальчик с тех пор повзрослел и очень изменился, чего нельзя сказать
о другом человеке с фотографии, его деде, Валентине Васильевиче Скурлове. Так
произошло мое личное знакомство с этим замечательным человеком. А познакомил
нас третий из присутствовавших за столом, мой старший товарищ и очень близкий
друг, выдающийся ювелир, Виктор Константинович Павлов.
Я и до
этого много слышал о Валентине Васильевиче. Видел его книги, читал статьи. Знал
его как ведущего эксперта по творческому наследию Фаберже и непререкаемого авторитета
в области истории ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Но чтобы он
сам, лично, ко мне домой… Такого я себе представить не мог.
Мы
потом довольно много общались и разговаривали. Хотя, вернее, я предпочитал
молчать и слушать. Таких людей надо как можно больше слушать и впитывать все,
что они говорят. Это весьма полезно во всех смыслах. Валентин Васильевич
буквально поразил мое воображение своим потрясающе широким кругозором, объемом
и энциклопедичностью сведений, которыми он располагает, особенно, во всем, что
касается истории Фаберже. При этом он обладает математически точной памятью,
умеет замечать и четко фиксировать, казалось бы, самые мелкие и незначительные
подробности и детали. Я к тому времени уже вряд ли был начинающим мастером-камнерезом,
но сомнения у меня были. Были сомнения в своих возможностях, способностях,
правильности выбранного пути. И именно тогда советы и консультации Валентина
Васильевича оказались для меня просто бесценными.
Через
некоторое время встал вопрос о приобретении коллекции моих работ Новосибирским
Государственным Художественным музеем. Валентин Васильевич давал экспертную
оценку представленной коллекции, и его мнение оказалось решающим не только для
руководства музея, но и для губернатора Новосибирской области.
А
потом, в январе 2013 года Валентин Васильевич в присутствии моих коллег вручил
мне знак Ордена Денисова-Уральского. Награда Фонда Фаберже по представлению и
из рук самого Скурлова! Более высокой
формы признания профессиональной деятельности я себе не представляю.
В наше
время имя Фаберже стало нарицательным. Все, с чем оно ассоциируется,
перечислить просто невозможно. На самом деле это громадный пласт в истории
российской культуры и в своем роде уникальное явление в мировом ювелирном,
камнерезном, да и в целом, декоративно-прикладном искусстве. И дело тут не в
том, что Карл Фаберже был поставщиком императорского двора, и работы его
мастеров стоят баснословно дорого на мировых аукционах. Дело в созданных им
традициях. При всем стилистическом разнообразии изделий его предприятий у них
есть одна общая объединяющая их черта – утонченная изысканность дизайна и
безукоризненное, виртуозное исполнение. По моему мнению, Фаберже и его мастера
намного опередили свое время, создав в своем роде высочайшие стандарты и задав
практически недостижимо высокую планку для многих последующих поколений
мастеров и художников. Можно создать вещь роскошнее и дороже, но лучше, чем
шедевр Фаберже – это вряд ли.
Мне
как-то раз довелось услышать высказывание одного, к слову сказать, очень
талантливого художника, следующего содержания: «Теперь двадцать первый век,
летаем в космос, есть ядерное оружие и интернет. Зачем и кому вообще нужен
Фаберже?» Это в корне неверное мнение, узкий и ограниченный взгляд на вещи.
Именно следование традициям мастеров Фаберже и может привести художника, да и
не только, к вершинам в его профессиональной деятельности. Фаберже и в наше
время востребован и очень нужен. Нужен тем, кому дороги история и наследие
российской культуры, тем, кто чтит Суворова, Кутузова, Пушкина и Толстого, кому
не безразличны прошлое и достижения своего народа и своей державы.
Вклад
Валентина Васильевича Скурлова в популяризацию творческого наследия Фаберже
огромен. Его просто невозможно переоценить. Валентин Васильевич – величайший
знаток, можно сказать, фанатик своего дела, которому он полностью предан. Так и
напрашивается расхожая фраза о представителе старой академической школы, но это
не то. По-моему он редкий представитель настоящей школы. И дело его именно
настоящее. И сам Валентин Васильевич полностью настоящий. Потому, что делает
окружающий мир лучше. Такого, как он, встретить в жизни можно только раз. И это
редкая удача. Я очень рад тому, что мне она выпала.
Недавно,
в феврале 2017 года, мне довелось побывать в Санкт-Петербурге. Это не лучшие
времена для ювелиров и камнерезов. Эпоха блаженных и сытых нулевых безвозвратно
ушла. Валентин Васильевич очень тепло принял меня и, как всегда, помог мне
своим советом и своей рекомендацией. И дело, несколько лет безнадежно стоявшее
в мертвой точке, пошло. Да еще как! Выходит, и опять слово Скурлова, его
профессионализм, оказались решающими.
Мне
нравится приезжать в Питер. Я люблю этот город. Правда. Подозреваю, что здесь
осталось навсегда мое сердце. Здесь живут и работают самые лучшие мастера и
художники. Здесь живут мои любимые дочь и внук. Здесь есть Невский проспект,
Зимний дворец и Эрмитаж, Нева с ее мостами и Васильевский остров. Здесь есть
история и традиции российской культуры. Здесь есть Фаберже и здесь есть
Валентин Васильевич Скурлов.
Дмитрий
Мертвецов. Художник – камнерез.
Новосибирск – Санкт-Петербург. Октябрь 2017 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий