Валерий Кулеш. Мастер на все руки
Номер журнала:
65
Рубрика:
люди
Автор:
Артем Калугин
Фотограф:
Алексей Побегайлов
АРХИТЕКТОР, ХУДОЖНИК ПО МЕТАЛЛУ И ЮВЕЛИР
ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ КУЛЕШ САМ ВСТРЕЧАЕТ НАС И ПРОВОЖАЕТ ВГЛУБЬ ДВОРА.
ЕМУ 66 ЛЕТ, НО ОН ВЕСЬ НАПОЛНЕН ЭНЕРГИЕЙ, РУКИ И МИМИКА НЕВЕРОЯТНО
ПОДВИЖНЫ, ГЛАЗА ПРИЩУРЕНЫ, ВЗГЛЯД С ХИТРЕЦОЙ. ОН ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ
ДЕЯТЕЛЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ЮГА РОССИИ, УДОСТОЕН НАГРАД
МЕМОРИАЛЬНОГО ФОНДА ФАБЕРЖЕ (ОРДЕНА ПЕРХИНА И ЮБИЛЕЙНОГО ПАМЯТНОГО
ЗНАКА ФОНДА ФАБЕРЖЕ), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФАКУЛЬТЕТА АРХИТЕКТУРЫ
И ДИЗАЙНА КУБГУ. ВСЛЕД ЗА НИМ МЫ СПУСКАЕМСЯ В МАСТЕРСКУЮ,
ЗАСТАВЛЕННУЮ КНИГАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ, ПРИБОРАМИ И
ПРЕДМЕТАМИ, НАЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛИТЬ НЕВОЗМОЖНО.
Я, по сути, мозгами работаю. Моя задача — управлять
процессом, подсказать в нужный момент, что и как лучше сделать. За жизнь и
знаний много накопилось, и опыт широчайший появился. Камни,
разнообразные металлы, чеканка, литье — не упомнишь всего, чем занимался.
С другой стороны, конечно, сутками напролет в мастерской: рисую, леплю.
Рукам долго отдыхать нельзя.
В прошлом году мне вручили орден Фаберже. Я так поскромничал и говорю:
«За что, ребята? За какие такие заслуги?» Хотя я помимо прочего шестнадцать лет
проработал в «Золотой кладовой» в Эрмитаже. Там коллективная, чисто
научная работа — реставрация ювелирных вещей для придания им пригодного
для выставок вида, крайне скрупулезный труд. Задача была сделать все
максимально незаметно, сохранить исходный облик предмета. С нуля мы создавали
технологии, методы обработки. Экспериментаторы в чистом виде.
Мы реставрировали не только украшения, но и разные исторические предметы: скифские,
перуанские, со всего мира. Скифское золото потрясающе сделано: смотришь,
особенно под микроскопом, и глазам не веришь! Ведь ему десятки веков, и до сих
пор историки не прояснили многие нюансы. Но они люди с гуманитарным
образованием, а для понимания тонкостей работы с металлом надо быть
технарем.
Главной хранительницей при «Кладовой» состояла
покойная Анна Алексеевна Захарова. Она придумала и организовала
постоянно действующий семинар «Ювелирное искусство и материальная
культура». Со всей страны съезжались мастера-ремесленники. На предпоследний
коллоквиум я Александра Терзиева привез. Показывать, что на Кубани есть
настоящие таланты, очень важно.
Когда я приехал на семинар впервые, в 1993 году, про краснодарских
мастеров никто ни сном ни духом не знал. Но и
действительно, специализированных учебных заведений у нас не существовало,
даже учебники доставали с трудом, правдами и неправдами. Своими руками,
своим умом приходилось разбираться. С другой стороны, именно во время
такого своеобразного самообразования удается найти или придумать нечто
уникальное, выработать свой индивидуальный стиль.
В 60-х годах случился пожар в филармонии, были утрачены шикарные
росписи. Средства на восстановление нашлись только в 1994, и в архивах я обнаружил
картоны с подробными рисунками в масштабе. Восстановили. А чтобы развеять
последние сомнения в подлинности работ, я пригласил их автора и по
совместительству своего университетского преподавателя — Надежду Павловну
Сухановскую*, которая делала полную реконструкцию здания в послевоенное время.
Когда в 90-е решили передавать здания церкви, мы занимались
Троицким собором, Георгиевским, делали Ильинскую церковь, в которой, кстати,
раньше размещался комитет по охране памятников культуры. Возникала в разговорах
тема о «Белом Соборе», то есть о храме Александра Невского, по
которому я уже собирал материалы. В питерских архивах нашлось почти все
необходимое. Был выполнен проект и исследования по восстановлению собора.
Поучаствовали в конкурсе, благополучно выиграли его. Наш проект
рекомендовали к продолжению работ.
В итоге ничего не вышло, взяли другой проект. А каковы
причины? Некомпетентность чиновников в первую очередь, бумажная волокита
жуткая. Переиграли место строительства. Я считаю, восстанавливать нужно было на
прежнем месте, тем более фундаменты сохранились, коммуникации на месте.
Там на тот момент был штаб гражданской обороны, впрочем, он и сейчас есть.
Когда происходит модернизация, страдает точность реконструкции. В моих чертежах к
Александро-Невскому собору, я могу это доказать, абсолютная погрешность
была четыре сантиметра. А здесь — грубейшие нарушения. За основу был взят
первоначальный эскиз Черника, фактически набросок. Прямо во время
строительства меняли конфигурацию, в результате зрительно оригинал
смотрелся совсем по-другому.
Наша фирма «АРТ.Т» получила на реставрацию
собор Святой Троицы после того, как оттуда выселили художественный
комбинат. На мне как на плановом архитекторе фирмы лежала ответственность за
все: и строительную часть, и живописную, и техническую, включая
обустройство канализации и отопления. И управление было в моих руках. Но
нельзя, неверно, говорить: «Я делал». Любая крупная, сложная работа
делается командой, большой группой мастеров. Невозможно выделить и оценить четко
вклад или заслуги кого-то отдельно.
Кстати, Троицкий собор только кажется симметричным, на самом деле
левый придел больше правого на метр двадцать. Он визуально ориентирован на
угол, чтобы радовало глаз. Делали его 3D-модель и визуализацию строго симметричную
— совсем иначе выглядит. Это архитектурные тонкости, известные еще с
древности. Греки, например, умели слегка, на несколько сантиметров, завалить
колонну, чтобы здание смотрелось более воздушно. Простой обыватель это
воспринимает только на уровне ощущений — «красиво».
Бригада реставраторов-кровельщиков сейчас много работает с листовой
медью: недавно перекрывали купол на Екатерининском соборе, стелем крыши по
частным заказам. Материал очень дорогой и потому редкий, а работать с ним
очень интересно. Я делаю выкройку и разметку, дальше — дело жестянщиков.
Семь специалистов знают весь процесс досконально, от основания до «юбочки» и
шпиля. Медь — материал одновременно пластичный, что позволяет созда-
вать кровлю необычной формы (в виде волн, изгибов), но при
этом чрезвычайно стойкий к износу. К тому же медь великолепно
выглядит с точки зрения эстетики.
Ко мне в мастерскую много кто приходит: живописцы, строители, керамисты,
скульпторы, были даже студенты из Кембриджа. Но серьезно интересующейся молодежи
практически нет. Я преподаю на факультете архитектуры и дизайна в КубГУ, вокруг
меня крутится много студентов, но нет огня в глазах! Приходят сюда,
смотрят, и один вопрос: «Сколько я смогу заработать?» Не это же
главное! Делай качественно, с умом — и тебе награда будет. Любить
свой труд, свою профессию — вот что действительно важно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий