Независимый исследователь
В. М. Дзевановский-Петрашевский (Санкт-Петербург)
Сознаюсь
в том, что благодарен тем обстоятельствам, которые меня познакомили с
Валентином Васильевичем Скурловым, и я
хочу ими поделиться. Наше знакомство произошло весной 2010 г. В то время в круге моих научных интересов
была работа над биографией талантливого востоковеда, ираниста, профессора
Валентина Алексеевича Жуковского (1858-1918) и его сына Сергея (1883-1966).
Именно в это время, регулярно просматривая интернет-материалы в надежде найти
что-нибудь по волнующим меня вопросам, обнаружил портал под названием: «Архив
Валентина Скурлова» со следующей информацией: «Записные книжки Евгения Фаберже.
Адреса после 1950 года. Жуковский Сергей Валентинович, председатель Союза
деятелей русского искусства во Франции, Париж». Я не мог поверить своим глазам,
сказав про себя: «Наконец-то, я нашел его!».
Чтобы тут же поделиться радостной новостью, немедля ни минуты, позвонил
своей коллеге из Эрмитажа (тогда я
работал в этом музее) и рассказал, что нашел подтверждение семейным
легендам о связях Жуковских с кланом Фаберже. Моя коллега, это была Лилия
Константиновна Кузнецова (1945-2015), известный историк ювелирного искусства
Петербурга XVIII – нач. XX в., автор нескольких монографий, сказала, что хорошо знает
Валентина Васильевича как квалифицированного специалиста по творчеству Фаберже,
доброго и отзывчивого человека. Недолго думая, я снова «отправился в интернет»,
нашел адрес электронной почты и написал
обстоятельное письмо, в том числе о «семейных легендах» в семье Жуковских,
научных проблемах, знакомстве с Л. К. Кузнецовой.
В. В. Скурлов
в ответном письме подтвердил, что в записной книжке кроме упоминания о С.
Жуковском, иных сведений о нём нет.
Я
в свою очередь сообщил, что Союз деятелей русского искусства в Париже, в
котором С. В. Жуковский был председателем, к 1940 г. уже не
существовал и, вероятно, знакомство его
с Евгением Карловичем Фаберже (1874-1960) состоялось значительно раньше, едва
ли не в начале 1920-х гг. На этом наше знакомство могло бы и завершиться, но,
как оказалось, оно было только начало сближения и возникновения, несмотря на
значительную разницу в возрасте, коллегиальных отношений.
Заинтересованно
и доброжелательно он отнёсся к моей
просьбе ознакомиться с несколькими ювелирными изделиями из собрания Жуковских,
чтобы подтвердить реальность их дружеских взаимоотношений с семьёй Фаберже.
Результаты экспертизы превзошли все ожидания: вещи выполнены в мастерской фирмы
прославленного ювелира. Более того, выяснилось, что Евгений Карлович Фаберже изучал персидский язык, и, возможно, учителем его был В. А. Жуковский. Известно,
что он преподавал язык частным образом и среди его учениц была великая княгиня Милица Николаевна
(1866-1951), что косвенным образом подтверждает наши предположения.
Следующий
эпизод был также связан с Жуковскими. На одном из английских аукционов
продавались подписные эскизы ювелирных изделий: десять листов формата А5,
выполненные в туши и акварели. Подпись на них: «С. Жуковский».
Памятуя
о моих героях, Валентин Васильевич написал мне письмо с несколькими файлами
рисунков и вопросом: «Не мой ли это, случаем, Жуковский?».
Характерный
росчерк автографа ответил на все вопросы: это не художник «Мира искусства»
Сергей Юлианович Жуковский (1877-1844), нет, это мой герой — Сергей
Валентинович Жуковский. А затем мне была оказана поддержка в приобретении этих
рисунков, они пополнили архив семьи Жуковских, вернулись на свое законное
место. Моей благодарности нет предела и по сей день, великодушие поступка
свидетельствует о наличии благородства и корпоративной солидарности, которая
присутствует в среде подлинных учёных.
Еще
одно событие было связано с подготовкой книги «Агафон Фаберже в Красном
Петрограде» (2012). Валентин Васильевич попросил меня посмотреть в архиве
Эрмитажа сведения о сотруднике фирмы Фаберже — Отто Оттовиче Бауэре (1875-1936),
найденные документы вошли в вышеуказанную книгу.
Мы
стали регулярно обмениваться сообщениями, статьями, уникальными находками:
таким стал, например, мною найденный список клиентов потомственного ювелира
Михаила Иванович Дрозжина (1871-1918), материалы по истории создания журнала
«Ювелир» или «Общества ювелиров, золотых, серебряных дел мастеров и торговцев в
С.-Петербурге».
Наше
сотрудничество формировалось на благодатной почве любви к биографике, архивным
изысканиям. Так, например, совместными усилиями были найдены материалы к
биографиям Армина Евгеньевича фон Фёлькерзама (1861-1917), Василия Ивановича
Зуева (1870-1941), Иосифа Абрамовича Маршака (1854-1918), Абрама Соломоновича
Бейлина (1840-1922), Августа-Франца Людвиговича Жаккара (?-после 1916),
Чарльза-Герберта Букналла (1864-1938) и др.
При
возникновении вопросов по истории ювелирного дела в России, всегда можно
рассчитывать на профессионализм и отзывчивость Валентина Васильевича Скурлова,
который внимательно выслушивает и всегда готов помочь советом или делом,
касается ли это архива, иллюстраций или
книг.
За
относительно недолгое наше знакомство из под его пера вышло более десятка
богато иллюстрированных книг, статей и буклетов по истории фирмы Карла
Фаберже, ее сотрудников.
Без
преувеличения можно сказать, что вклад внесенный им в популяризацию этой фирмы
и русского ювелирного искусства конца XIX — начала XX
в. неоценим и истинное место глубокоуважаемого юбиляра еще будет оценено по
достоинству.
Санкт-Петербуг, октябрь 2017 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий