понедельник, 11 декабря 2017 г.


Писать о Валентине Васильевиче Скурлове – задача, на первый взгляд, несложная: один из самых известных и востребованных «фабержеведов», исследователь «с мировым именем», поставивший изучение деятельности русских ювелирных фирм на прочную документальную основу, эксперт, консультант по Фаберже аукционного дома «Кристи», ученый секретарь Российского мемориального фонда Фаберже, председатель секции истории города при музее истории Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведения, почетный академик Российской академии художеств «и прочая, прочая, прочая…». При этом внешне все выглядит не только блистательно, но и очень легко. И велик соблазн уподобиться поэту Рюхину – герою знаменитого романа М.А. Булгакова, рассуждавшему о везении А.С. Пушкина. Однако, поработав в архивах по теме русских ювелирных фирм, ты понимаешь, что речь идет не о везении, а о награде за титанический труд.
В этой связи для меня тем более ценно одно из уникальных качеств Валентина Васильевича, о котором я и хотел бы здесь сказать. А именно его открытость, желание и способность делится со всеми интересующимися известной ему (и нередко одному ему) информацией. Причем не только в своих книгах и статьях, которых, к слову сказать, насчитывается уже около трехсот, но и на страницах блога, и в личных беседах. Думаю, что в этом со мной согласятся все, кто имеет счастье общаться с В.В. Скурловым; я же лишь кратко поделюсь воспоминанием о нашем знакомстве.
Во время нашей первой встречи я кроме прочего упомянул, что защищал дипломную работу о ювелирной фирме Овчинникова, и продолжаю интересоваться этой темой в надежде может быть когда-нибудь написать что-то более серьезное. Валентин Васильевич – тогда уже известный исследователь – поддержал меня в моем стремлении, причем сделал это настолько заинтересованно и искренне, что вызвал во мне немалое удивление. А буквально через пару недель мне передали папку с надписью «от Скурлова». В ней были выписки и копии архивных документов по фирме Овчинникова, содержащие информацию, о которой я тогда не мог даже мечтать. Но благодарен я был не только за информацию. К этому времени я уже имел определенный опыт общения с некоторыми из моих будущих коллег и потому смог в полной мере оценить поступок Валентина Васильевича.
С момента нашего знакомства прошло уже более 15 лет. К моему великому счастью мы не прекращаем общаться. По мере сил я стараюсь, чтобы наше общение было взаимополезным и надеюсь, что продолжаться оно будет еще очень долго
Юдин М.О.  научный сотрудник Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, кандидат искусствоведения.

Москва, октябрь 2017 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий