В декабре этого года
исполняется 70 лет человеку, имя которого неразрывно связано с исследование
творчества Фаберже. Каждый, кто хоть немного интересовался этим увлекательным
предметом, обязательно слышал о Валентине Васильевиче Скурлове или читал его
книги.
Для меня знакомство с В.В.
Скурловым началось немного необычно – с прочтения книги «Клеймение русских
золотых и серебряных изделий на рубеже XIX – XX вв.». Довольно скучная на первый взгляд тема, стараниями автора превратилась в увлекательное
чтение по истории не только пробирных клейм, но и российской реальности тех
лет. Я впервые столкнулся с тем, что сейчас называю «фирменным стилем Скурлова»
- под его пером оживают люди и события,
читатель воочию видит описываемые события и представляет людей. Это редкое
свойство для ученого – обычно книги по истории искусства мало отличаются от
обычных исторических учебников – статичное перечисление дат и персонажей. А
книги Скурлова читаются, как увлекательный исторический детектив, причем
написанный серьезным ученым. Главный герой из популярной саги про
профессора-археолога Индиану Джоунса говорил, что подавляющее большинство
археологических открытий совершается в библиотеках. Свои научные открытия
Валентин Скурлов также совершил в библиотеках и архивах, но язык не повернется
назвать его кабинетным ученым. Он не только заложил научные основы
«фабержеведения», но сделал так, чтобы как можно больше людей и в России и за
рубежом узнали о творчестве великого русского ювелира и его соратников. Именно
он заново напомнил миру имена выдающихся мастеров, которые и составили славу
ювелирного дома. Валентин Васильевич очень скромный человек. Спокойным и тихим
голосом он повествует о своих открытиях, которые могли бы лечь в основу
увлекательного романа или кинофильма. А ведь его работу историка и
искусствоведа лишь условно можно считать спокойной. Мир антиквариата с его
многомиллиардными оборотами всегда притягивал мошенников, лжеученых и
откровенных фальсификаторов, пусть даже и прикрывающихся фамилиями ушедших в
прошлое благородных семейств. И сколько раз Валентину Скурлову приходилось
буквально скрещивать клинки с людьми, чьи моральные принципы не выдерживают
никакой критики. Специалистам хорошо известно скандальное дело, связанное с
повреждением пасхального яйца Доктора Мецгера, принадлежавшего французскому
коллекционеру Мишелю Камидиану. Именно это дело показало порочность лондонского
правосудия, когда череда наемных псевдоэкспертов и экспертов с большой дороги с
поспешностью меняли собственное мнение в попытке оболгать произведение Фаберже.
Именно Скурлов выступил тогда с наиболее обоснованной экспертной оценкой.
Примечательно, что даже после того, как ангажированное лондонское правосудие вынесло
предвзятое решение, тем не менее, оно не посмело напрямую оспорить выводы
российского специалиста. А несколькими годами позже Валентин Скурлов опять не
побоялся возвысить свой голос и предоставить убедительные доказательства, что в
коллекции изделий Фаберже, купленной российским олигархом у наследников
Малкольма Форбса, пасхальное яйцо «Весенние цветы» является подделкой.
Во многом благодаря работе
В.В. Скурлова аукционный дом Christie’s, в котором он является экспертом, занимает лидирующие
позиции в работе с произведениями Фаберже.
Валентин Васильевич не
ограничивается научными изысканиями, он ведет огромную общественную работу.
Деятельность Мемориального фонда Фаберже – это его заслуга. По делам фонда
Валентин Васильевич посещает не только дальние уголки России, но и бывшие
республики СССР. И в этом смысле неоценимы заслуги В. Скурлова в деле
восстановления культурных связей на постсоветском пространстве. И даже в
тяжелейший период отношений с Украиной он делает все возможное для того, чтобы
не прерывались культурные связи между братскими народами.
От всей души хочется пожелать
Валентину Васильевичу долгих лет плодотворной работы и новых открытий!!
Александр Могилевский, эксперт – геммолог, кавалер
наград Фонда Фаберже. Подмосковье. Октябрь 2017 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий