В 1950—1960-х гг. Ленинградский ювелирный завод был расположен в трех местах: в Гостином дворе, в Мучном переулке и на Днепропетровской улице.
В Гостином дворе располагались цеха по производству золотых и серебряных украшений, браслетов и часов. В Мучном переулке изготовляли серебряную посуду и серебряные браслеты, томпаковую (медный сплав) группу изделий. На Днепропетровской улице находилось камнерезное и гранильное производство.
У истоков ювелирного производства в Ленинграде стояли замечательные энтузиасты-организаторы: Геннадий Константинович Павлов, Василий Николаевич Корольков, Александр Филиппович Кленов.
Среди организаторов часового производства были такие мастера, как Михаил Евсеевич Зельдин, Борис Михайлович Фрадкин, Чистяков.
В 1934 г . они создали мастерскую ювелиров на улице Герцена, 36, а в 1936 г . после организации Ленювелирторга мастерская была реорганизована в Ленинградскую ювелирно-часовую фабрику, которая размещалась в помещении Гостиного двора. Б 1960 г . фабрика была переименована в Ленинградскую ювелирную.
В это же время были организованы два часовых завода: Пензенский и Угличский, поэтому производство женских часов ЗИФ, выпускавшихся на Ленинградской ювелирно-часовой фабрике, было переведено туда. В Ленинграде осталась реставрация часов, а также поставлялись корпуса часов, в которые на фабрике вставляли бриллианты.
При часовом производстве в 1948 г . был организован участок пластмассы, где делали разноцветные однотонные бусы, а также камеи, которые вставляли в кольца, серьги и броши из серебра; делали пластмассовые броши «жуки» с вклеенными ограненными стеклами и пластмассовые пудреницы в виде раковины в серебряной оправе.
Много лет ювелирные предприятия работали в стесненных условиях. Так, в Гостином дворе было всего две комнаты, где трудились поначалу до 40 человек браслетчиков и золотарей-бриллиантщиков (золотарями называли мастеров по золоту), вынужденных работать посменно. Два небольших цеха были и в Мучной переулке.
Несмотря на тесноту, на фабриках царила атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и, как уже теперь не говорят, трудового подъема.
По отзывам ювелиров тех лет, на работу ходили как на праздник. Была налажена система обучения молодых специалистов. В 1947 г . открылось производственно-техническое художественное училище (ремесленное, как тогда называли). Учеников после училища обучали мастера-наставники. Обучение длилось 2 года. За это время молодой человек учился делать изделие от слитка до готовой продукции, проходил все операции. Наиболее способных отбирали для работы над индивидуальными изделиями. Бею работу выполняли вручную: и проволоку тянули через вальцы, и филигрань кружили, и крапана делали и т. д.
Производительность была высокой: ювелир вручную делал до 30 колец в месяц, «маркизов» — штук 20. За каждый «маркиз» платили 70 рублей (в ценах до 1961 г .).
В 1950-е гг. в золото вставляли, помимо драгоценных камней, стекла «под рубин». Только в 1948 г . появились первые штампы, а в 1960-м — литье.
Учили работу выполнять с любовью, добротой. Старые рабочие говорили: «Если нет в душе доброты, работы не получится». За свой труд мастера-наставники, как и ювелиры высокой квалификации, в 1950—1960-х гг. получали зарплату до 20ОО рублей (в ценах до 1961 г .) и 10 процентов «за личное клеймо», тогда как зарплата простого ювелира составляла 1200—1400 рублей. Для сравнения: директор фабрики получал в это время 800 рублей.
На ювелирной фабрике работали такие ювелиры-наставники высокого класса, как Алексей Семенович Коновалов, Николай Алексеевич Озеров, Василий Николаевич Евдокимов, Анатолий Николаевич Шибко, обучавшийся в свое время в мастерской Фаберже. Много работ сделал Анатолий Николаевич для артистов Александрийского театра Черкасова, Меркурьева, Алешиной.
Высококвалифицированные мастера-ювелиры подготовили таких творческих работников, как Николай Иванович Дементьев, Александр Иванович Алексеев, Владимир Ильич Верзин, Борис Васильевич Кравченко, Виктор Александрович Федотов.
Многие изделия А. С. Коновалова и две броши с топазом и с бриллиантами Н. И. Дементьева хранятся в Алмазном фонде.
Наряду с ювелирами работали и талантливые камнерезы. Ида Семеновна Буграева участвовала в создании мозаичных работ в Эрмитаже. Мастер-камнерез Антонина Алексеевна Самоха принимала участие в изготовлении самоцветной мозаичной карты индустрии и естественных богатств Советского Союза {1937 г.) вместе со знаменитым камнерезом фирмы Фаберже Петром Кремлевым.
В 1960-е гг. при камнерезном производстве была организована экспериментальная группа, которая выпускала экспонаты для музея завода, мозаичные гербы республик Союза, камнерезные украшения интерьеров на экспорт: вазы, картины из орской яшмы, амазонита, лазурита.
В 1969 г . на завод, окончив 24-е художественное училище, пришел Анатолий Иванович Кореньков, ученик талантливых камнерезов Владимира Николаевича Гусева и Алексея Евсеевича Друголовича. Яркая индивидуальность, вдумчивый талант камнереза-художника Коренькова позволили ему создать ряд мозаичных брошей, в т. ч. «Арлекина», и скульптурные композиции из камня: "Похищение Европы», «Тритон на морском коне», «Кавалер с кружкой пива». Последняя работа выставлялась в Эрмитаже в 1993 г . на выставке Фаберже и экспонировалась в Париже и Лондоне.
В 1952 г . на ювелирной фабрике стали возрождать традиционную технику скани. Начальник филигранного цеха потомственный ювелир Павел Петрович Щегольков и старейший филигранщик Петр Леонтьевич Фигурнов стали набирать учеников и обучать их. Нина Эрнестовна Фогт, художник по филигранно-эмалевым изделиям, что называется, от Бога, осуществляла художественно-авторский надзор над работами филигранщиков.
Лучшие мастера — сестры Людмила Николаевна Сургучева и Раиса Николаевна Мельникова участвовали в создании ладьи «Слава покорителям Арктики», которая экспонируется в Музее Арктики и Антарктики.
Яркой индивидуальностью отличались украшения прекрасной филигран-щицы Людмилы Ивановны Воробьевой. Среди огранщиков 1960—1970-х гг. особым мастерством выделяются работы Бориса Витальевича Чередеева.
Все эти мастера высокой квалификации, бесконечной увлеченности и преданности своему делу составляли творческий костяк предприятия, создавали индивидуальный ассортимент, который подтягивал под свой высокий уровень и серийную продукцию.
Талантливые мастера-индивидуалы подготавливали и прекрасных специалистов для серийной продукции. Так, мастера массовых золотых украшений Нина Белякова, Нина Федорова, Елена Мальцева, Лидия и Иван Сорокины — ученики Н. И. Дементьева.
Со дня основания ювелирной фабрики мастера работали целыми династиями. Такие уникальные мастера, как Александр и Михаил Филипповичи Кленовы, могли работать и штамповщиками, и эмальерами, и граверами, и гальваниками. Третий брат, Иван Филиппович Кленов, сконструировал и изготовил автомат для производства скани, которым пользовались в Мучном переулке в филигранно-эмальерном цехе.
Вместе с братьями Кленовыми работали и их жены — Глафира Николаевна, Ксения Пахомовна и Татьяна Ивановна — сначала штамповщицами, а потом эмальерами. Дочери Нина Александровна и Людмила Александровна Кленовы всю свою трудовую жизнь также посвятили ювелирному производству.
Два брата Александр и Сергей Павловичи Марковы держали свою мастерскую. В 1934 г . пришли работать на фабрику, были высококвалифицированными браслетчиками и цепочечниками. Их ученик Василий Николаевич Корольков до последнего дня работал на ювелирном заводе.
Высокого класса закрепщик Николай Николаевич Киселев с 15-летнего возраста работал на закрепке. Его жена Маргарита Григорьевна — браслетчи0ца, до сих пор работает в 13-й цехе, правда, теперь в ОТК на браслетах.
С 1934 г . на золотых браслетах работала Анастасия Фадеевна Пилипчук. Ее дочь Розалия Григорьевна Шибко до сих пор работает браслетчицей. Муж Розалии Григорьевны Олег Анатольевич был первоклассным ювелиром.
Общими усилиями ювелирных мастеров-индивидуалов и массовиков ювелирный завод в 1960—1970-е гг. держал по качеству выпускаемой продукции первое место среди ювелирных предприятий Союза.
Р. А. Ванютова
Здравствуйте, вы упоминаете Ивана Сорокина в артикле, может ли это быть мой прадед который работал на заводе вместе с женой Ольгой, там же начинала практику и моя бабушка Алевтина но не знаю в каком году
ОтветитьУдалитьСпасибо заранее
Здравствуйте! В статье упоминается Евдокимов Василий Николаевич, мой прадед. У нас имеются его фото, в том числе в рабочем коллективе, а также благодарственные письма ему. К сожалению, на этом информация о нем заканчивается. Его сын Борис Васильевич, мой дед, тоже работал ювелиром, и ушел из жизни еще до моего рождения, поэтому нам практически ничего неизвестно о жизни Василия Николаевича и месте его захоронения. Если Вы что-то знаете, то наша семья будет благодарна, если Вы поделитесь с нами знаниями о жизни нашего предка.
ОтветитьУдалитьДобрый день, а не могли бы мне несколько фотографий скинуть? завод, коллектив, цеха
Удалитьбыл бы очень благодарен!
Здравствуйте! Прошу прощения за долгий ответ, почему-то не работают уведомления данного блога.
УдалитьЕсли Вы поделитесь Вашим адресом почты или страничкой в соцсетях, с удовольствием скину. Хотела здесь, но, к сожалению, не могу найти, как здесь можно прикрепить файлы к комментарию.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, очень интересная книга, хотя удается читать частично в основном в поисках той или иной информации. Вожможно ли идентифицировать мастера, производившего изделие в 70-е годы в ЛЮ по имеющейся фотографии? Если возможно, могу разместить фото. Заранее спасибо.
ОтветитьУдалить