воскресенье, 9 октября 2011 г.

СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ


Производство их началось постепенно, но сперва были мелкие предметы, мало отличающиеся по работе от золотых, и исполнялись предыдущими мас­терскими. Скоро для удовлетворения спроса потребовалось открыть специаль­ные мастерские. Первая из них — мастера Раппопорта — производила очень разнообразные работы, начиная от мелких предметов письменного стопа и кончая вазами, канделябрами и целыми сооружениями, такими как парадные декоративные украшения обеденных столов (сюрту де табле). Самой крупной по размерам работой этой мастерской явился сюрту де табле, исполненный по заказу Александра III для приданого его дочери великой княгини Ксении Алек­сандровны. Эскизы для этой работы были сделаны архитектором ... (8) и настолько неудачно, что, несмотря на все изменения, при приведении их в состояние рабочих чертежей эти громоздкие и ценные предметы все же остав­ляли желать лучшего в смысле стиля и пропорции. Так как эскизы были утверждены императором, то коренные изменения были недопустимы и при­шлось ограничиться исправлением в деталях. Это лишний раз доказывает, что составление проектов для художественных производств требует от художника специального знания производства. Мастерская Раппопорта под конец послу­жила интересному эксперименту (9). В 19... году владелец ее решил уйти на покой и, желая вознаградить своих работников за долголетнюю службу, оставил им свою мастерскую со всем инвентарем. Образовалась первая артель серебря­ных изделий, фирма со своей стороны пошла навстречу этому опыту, открыла артели необходимый кредит, обеспечила ее заказами. В этом маленьком деле, насчитывающем не более 20 человек участников, отразились недостатки всех общественных организаций, присущие той поре: отсутствие солидарности, дис­циплины, понимания общих интересов. После двух-трех лет внутренних рас­прей, при вздорожании производства и понижении его качества, артель пре­кратила свое существование. Ее место в производстве фирмы заняла мастер­ская Армфельдта.
Посудное серебро, то есть самовары, чайные сервизы и т. д., было специ­альностью мастерской Вякиве. Так как производство столового и посудного серебра было поставлено в крупном масштабе на Московской фабрике Фабер­же, то эта мастерская играла лишь вспомогательную роль. До 1914 г. петер­бургские мастерские насчитывали в общей сложности от 200 до 300 рабочих. До постройки собственного дома на Морской улице мастерские были разброса­ны по городу. Позже главные мастерские были помещены в надворных флиге­лях, но за недостатком места некоторые остались вне дома.

Комментариев нет:

Отправить комментарий