Государь император 15 августа 1912 года утвердил в Петергофе устав Общества «Русские самоцветы». Так родилось название нашего предприятия. Учредителями Общества «Русские самоцветы» были известные личности.
Купец 1-й гильдии Карл Федорович Верфель (1847 — после 1918), многие годы сотрудничавший с фирмой Фаберже, владелец фабрики бронзовых и каменных изделий по адресу: Обводный канал, 80, с численностью рабочих до 100 чел. Фабрика основана в 1842 г ., как и фирма Фаберже, а с 1895 г . ее владелец — поставщик высочайшего двора. В 1914 г . фабрика Верфеля перешла в собственность фирмы Фаберже.
Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864—1926). Художник, владелец Горно-промышленного агентства «Уральские камни» (в Петербурге с 1901 г .), магазина-салона и ювелирно-камнерезной мастерской (по адресу: Морская ул., 27)
Роман Робертович Шван (1879 — после 1917) инженер-технолог, окончил СПб Технологический институт в 1904 г ., в 1910-х гг. работал на Путиловском заводе. Сын мастера золотых дел Швана, бывшего главного ювелира фирмы Болин (умер в конце 1890-х гг., дело продолжала до 1917 г . его вдова, Софья Ивановна Шван, адрес мастерской: Мойка, 55 (дом братьев Болин)).
Яков Иванович Филотей, художник-архитектор, владелец мастерской монументов бывш. «А. Томсон», затем мраморной мастерской в Озерках, в 1920-х гг. входившей в состав Треста «Русские самоцветы». Проживал на Троицкой ул., 5.
Анатолий Александрович Зеленцов, тайный советник, горный инженер, бывший начальник Златоустовского горного округа. Окончил Горный институт в 1876 г .
Сергей Николаевич Демосфенов, инженер-механик, проживал по Шлиссель-бургскому пр., 1-. Работал на Невском судостроительном и механическом заводе.
Николай Сергеевич Петров, титулярный советник (в 1917 г . уже коллежский ассесор), проживал на ул. Бармалеева, 16. Работал в Петербургской контрольной палате.
Владимир Степанович Кошко, коллежский советник (в 1917 году — действительный статский советник, чин, соответствующий генерал-майору). Проживал: В. О., 12 линия, 7. Управляющий отделом сельской экономики и сельскохозяйственной статистики и сотрудник Гидрологического комитета.
События 1913 (забастовки ювелиров) и 1914 гг. (начало Первой мировой войны) не позволили наладить регулярную деятельность Общества «Русские самоцветы», однако некоторые члены-учредители этого Общества, в частности Карл Верфель и Алексей Денисов-Уральский своей деятельностью способствовали реализации заложенных в уставе Общества целей. Так, Денисов-Уральский ратовал за увеличение льгот уральским горщикам-кустарям, а Карл Верфель вносил свои предложения в 1918 г . по превращению Петергофской гранильной фабрики в российский центр производства высокохудожественных камнерезных изделий.
Большинство ювелирных предприятий Петербурга в 1910-х гг. базировалось в районе Морской улицы, Невского проспекта. Казанской улицы. Садовой улицы. Но интересно отметить, что большинство золотобойных предприятий (выработка золотой и серебряной фольги) находилось на Охте. Там же располагались мастерские по производству художественной мебели. Исследователь А. Г. Оршанский в книге «Художественная и кустарная промышленность СССР» (Ленинград, 1927) примечательно оценивает значение Охты для российского ремесла:
«...Европейские костюмы приводят к новым украшениям и, так как ко всем этим новым требованиям ремесла старый русский ремесленник не был подготовлен, Петр спешно приглашает иностранных мастеров. Ремесло в России вступает на новый путь. Еще до настоящего времени не изжиты традиции петровского ремесла, получившего распространение в Москве и в особенности в Петербурге, на Охте. Охта и теперь является настоящей родиной современного русского ремесла».
Таким образом, совершенно не случайно именно на Охте было выбрано в конце 1960-х гг. место строительства современных корпусов объединения «Русские самоцветы». История русского ремесла сегодня продолжается в деятельности ювелиров АО «Русские самоцветы».
Название «самоцветы», не имеющее адекватного перевода на иностранные языки, очень нравилось акад. А. Е. Ферсману (об этом свидетельствуют биографы академика), готовившему предложения по организации Треста «Русские самоцветы» в 1922 г ., устав которого удивительно напоминает во многих положениях устав Общества «Русские самоцветы», утвержденного императором в 1912 г .
СПб купец, потомственный почетный гражданин, поставщик высочайшего двора Владимир Иванович Морозов, владелец фирмы «Иван Екимович Морозов»;
СПб купец, потомственный почетный гражданин Михаил Иванович Дрозжин (по сведениям Евгения Фаберже «бывший наш сотрудник»);
СПб 2-й гильдии купец Людвиг Эдуардович Бурхардт;
СПБ 2-й гильдии купец, поставщик высочайшего двора Карл Иванович Бок;
ювелир Александр Густавович Тилландер, владелец одной из лучших петербургских ювелирных фирм, представитель в России парижской фирмы «Бушерон»;
владелец фирмы «Ян Рейман (Богемские камни и гранаты)», поставщик Австро-Венгерского двора Зденек Иванович Рейман.
Практическая деятельность выразилась в создании Общества по распространению художественно-промышленного образования (организовано несколько лекций для ремесленников в Соляном городке), разработке картотеки единых ювелирных терминов (эту работу выполнил член общества ювелир-геммолог А. Ф. Котлер), участии в работе журнала «Ювелир» и в борьбе ювелиров-хозяев вместе с ювелирами-торговцами с забастовщиками (локауты, составление черных списков). Деятельность общества критиковалась его же членами и характеризовалась как вялая и инертная. По примеру Петербургского было создано аналогичное Московское общество ювелиров, объединившее более 40 ювелиров-хозяев и торговцев. В Петербурге численность членов общества доходила до 100 чел. В связи с началом Первой мировой войны, деятельность обществ ювелиров, и без того не слишком активная, практически замерла.
Осенью 1912 г . Русское Художественно-промышленное общество объявило всероссийский конкурс имени придворного ювелира Карла Фаберже на сочинение рисунков для ювелирного производства. Подведению итогов конкурса в декабре месяце 1912 г . предшествовала выставка конкурсных проектов в помещении музея в Соляном городке.
В 1912 г . Карл Фаберже получил ссуду в 600 тыс. руб. под залог своего дома с выплатой 700 тыс. руб. Очевидно, Карлу Фаберже срочно необходимы были свободные средства.
Александр Карлович Фаберже в том же году стал доверенным фирмы и управляющим Московского отделения вместо умершего Отго Ярке.
На Пасху 1912 г . Карл Фаберже выполнил два прекрасных пасхальных яйца: для вдовствующей императрицы Марии Федоровны так называемое «Наполеоновское яйцо», в память 100-летия Отечественной войны 1812 г ., и для императрицы Александры Федоровны яйцо с эмалевым миниатюрным портретом царевича в бриллиантовом орле (это яйцо называется «Царевич», его вручил в Ливадии царю Евгений Фаберже).
В 1911 г. с успехом прошла в Петербурге Вторая выставка картин и изделий из камня А. К. Денисова-Уральского. Выставку посетила царская семья, уральский ювелир стал популярен при дворе.
Все ювелиры, особенно придворные, в 1912 г . находились в ожидании заказов к 300-летию Дома Романовых. Фирмы представляют ко двору рисунки подарков из Кабинета е. и. в. Но к царскому юбилею готовятся и рабочие массы ювелирного и золото-серебряного производства. В начале 1913 г . в Петербурге разразилась грандиозная забастовка рабочих золото-серебряников. Она окончилась поражением рабочих. У Фаберже уволено 18 забастовщиков. Журнал «Ювелир» в № 2 за 1913г. информировал: «Во многих случаях рабочие увлекли за собой и учеников. В этом движении нельзя не отметить солидарности рабочих, а также то, что некоторые хозяева удовлетворили требования рабочих частично или полностью и работа у них не останавливалась, как, например, у гг. Фаберже, Бока, Архарова и Федорова, другие же сочли нужным прибегнуть к полиции, но ничего не добились, так как забастовка протекала мирно, исключительно на экономической основе». Следует отметить, что забастовки среди ювелиров были не характерны. Ювелиры всегда считались элитой рабочего класса. Как отмечал журнал «Голос золото-серебряников и бронзовщиков» (первый номер его вышел в 1913 г .): "...В то время (1890-е гг.) рабочие-золото-серебряники были настолько проникнуты мещанско-ремеотенными понятиями, презрительно относясь к рабочим других профессий, что считали себя непризнанными художниками и всюду, где могли подчеркивали это: „Ты — портной, а потому лапу не тяни, уважай чины, не забывай, что король, принц и золотых дел подмастерье почти равны", — и затем совершенно серьезно начинался рассказ о том, как золото-серебряники при Елизавете носили треуголку и шляпу. Часто на почве высокомерия происходили ссоры, даже драки с рабочими других профессий».
Еще одна стачка произошла 1 мая. Хозяева, в том числе Фаберже, частично удовлетворили требования рабочих, которые добивались сокращения рабочего дня с 11 до 9 час., отмены сверхурочных, повышения заработной платы и др. Забастовки 1 мая охватили следующие предприятия: фабрику «Эдуард» (200 чел.), бр. Грачевых (100 чел.), фабрику Фаберже (200 чел., кроме ювелирного отделения), частью у Кортмана (75 чел.), у Бернера (30 чел.), у Борщевского (25 чел.), у Бока — «Арнда» (25 чел.), у Архарова (15 чел.). Общее количество бастовавших превысило 1000 чел." (журнал «Ювелир», № 5, 1913 г .).
Газета «Правда» опубликовала в мае 1913 г . следующее приветствие рабочих-ювелиров мастерских Фаберже: «И мы, золото-серебряники и бронзовщики, приветствуя свою рабочую газету „Правда", не можем не отметить, что успеху нашей последней экономической стачки содействовала главным образом „Правда", освещавшая на своих страницах как положение рабочих в отдельных мастерских, так и течение стачек во всем производстве... Прилагаем свою посильную лепту 76 руб. 33 коп. на увеличение газеты».
В январе 1912 г . в Петербурге вышел в свет первый номер журнала «Ювелир». Журнал выходил ежемесячно два с половиной года, и прекратил свое существование в связи с начавшейся Первой мировой войной. В 1914 г . он стал называться «Русский ювелир». Вступительная статья первого номера журнала «Ювелир», озаглавленная «Нашим читателям», оценивает ситуацию в ювелирном производстве России:
«Ювелирное, золотых, серебряных и часовых дел мастерства, являющиеся самой крупной отраслью нашей художественно-ремесленной промышленности, делающей обороты на десятки миллионов в год — до сих пор поставлены в России из рук вон плохо, и не потому вовсе, что наши мастера хуже или бездарнее иностранцев. Наоборот: во многих случаях наши мастера-самоучки далеко оставляют за собой зарубежных товарищей и по тщательности выполнения, и по богатству замысла.
Говорю «мастера-самоучки» потому что, в большинстве случаев, в годы своего печального ученичества им приходилось во всем доходить своим умом, редко пользуясь указаниями подмастерьев, а еще реже мастеров-хозяев. Ко всему нужно было приглядываться, ощупью доходить к намеченной цели.
Правда, ремесленное ученичество теперь несколько улучшилось, крупные ювелиры и мастера заставляют своих учеников учиться рисованию. Некоторые направляют их в воскресные рисовальные школы, где они знакомятся со стилем, развивают вкус и т.д. А кто из нынешних старых мастеров может без содрогания вспомнить годы своего ученичества, когда учителем являлся кулак, а школой — кабак. Сколько погублено художественных талантов, самородков! Выбились на дорогу только самые энергичные, но много ли их? Их меньшинство, их — десятки, сотни, а остальные сделались посредственными мастерами, скорее даже кустарями, затрачивающими свои силы на дешевый рынок, работающими по раз выработанному шаблону... Эта работа по шаблону загубила не одного талантливого мастера.
Вот здесь-то и сказывается отсутствие элементарных понятий о стиле, отсутствие так развитой на западе технике, отсутствие вкуса и знаний. Вот здесь-то ювелир-художник и превращается в кузнеца, в лучшем случае ремесленника-кустаря .
Дайте нашему мастеру образование, дайте ему, наконец, готовые эскизы и образцы — качество его работы будет не ниже заграничных изделий.
Выпускаемый ныне журнал «Ювелир» и поставил себе одной из главных задач прийти на помощь нашим мастерам, давая им образцы лучших иностранных и русских художников, популяризируя технические сведения и знакомя со всем выдающимся в области художественной промышленности, имеющим отношение к ювелирному, золотых, серебряных и часовых дел мастерствам».
Бот в такое интересное время родилось «Общество для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла „Русские самоцветы"».
Преемником названия стал через 10 лет, в 1922 г .. Государственный трест «Русские самоцветы» с головным предприятием — Петергофской гранильной фабрикой. В 1932 г . фабрика была переименована в Завод точных технических камней № 1 (ТТК № 1; завод вышел из состава треста в 1936 г .). Б том же 1932 г . в Ленинграде на улице Боровой, 32 было открыто Отделение завода точных технических камней № 1 (бывшей Петергофской гранильной фабрики). В состав отделения вошли также Образцовая ювелирная мастерская. Экспортная камнерезная мастерская и мозаичная мастерская. Эти три мастерские ранее работали в системе Академии художеств. В 1933 г . Отделение Завода ТТК № 1 преобразовано в самостоятельный Завод камней-самоцветов № 2 Треста «Русские самоцветы».
Л. С. Горыня, В. В. Скурлов
Комментариев нет:
Отправить комментарий