Рядом с производством петербургских мастерских существовало производство московской фабрики, основанной в 1887 году. Фабрика объединяла все специальности, распределенные в Петербурге между разными мастерскими. Некоторые отрасли, например ювелирные, золотые и эмальерные работы, уступали количеством и качеством петербургским, но серебряное производство было много обширнее и лучше поставлено. С 1900 г . все крупные серебряные работы исполнялись московской фабрикой. Ювелирные и золотые изделия можно обойти молчанием, так как они являются большей частью ухудшенными изданиями петербургских, но серебряное производство заслуживает особого внимания как по художественным достоинствам, так и по образцовой постановке производства. Характерно то, что Москва всегда была центром серебряного производства в России: там сосредоточены самые крупные предприятия этого рода. Я объясняю себе это явление двумя причинами: во-первых, предприятия, подобно растениям, разбрасывают вокруг себя семена в виде мастеров, кладущих начало новым, во-вторых, тем, что заработная плата была всегда ниже в Москве, чем в Петербурге, а поэтому выгоднее в эксплуатации наемного труда. Первое, что отличает московские изделия фирмы от петербургских, — это преобладание русского народного стиля. Можно не соглашаться со многими его особенностями, с отсутствием целесообразности в структуре, с архаичным, нарочито грубым исполнением, но все эти временные недостатки окупались свежестью замысла и отсутствием шаблона в композициях. В особом списке я отмечу главные работы этого рода. В большинстве случаев это братины, жбаны, ковши, ларцы, декоративные вазы и т. п. Сюжетами служили фигуры богатырей, народные былины и сказки, исторические события или лица — то в виде отдельных фигур или групп, то в виде барельефов на самих предметах. Работы эти большей частью исполнены посредством отливки с восковых моделей и лишь в одном экземпляре.
Наряду с этими работами московская фабрика выпускала большое количество столового серебра, которое по своим достоинствам соответствовало лучшим заграничным работам. Богатый выбор штампов и сильные прессы специальной конструкции позволяли доводить эти работы до редкого совершенства при невысокой стоимости. Фабрика имела в своем распоряжении несколько тысяч штампов как цельных предметов, так и отдельных их частей.
Значительную роль в производстве играло церковное серебро — как утварь, так и образа. Многие из этих произведений благодаря художественным достоинствам находили даже сбыт за границей и привлекали оттуда заказы.
Управление. Фабрика помещалась в Кисельном переулке, занимая здание бывшего завода Сан-Галли (10). Она делилась на два отдела: ювелирный и золото-серебряный. Во главе каждого отдела стояли мастер-управляющий и его помощник. Общая для всей фабрики контора заведывала отчетностью. Численность рабочих колебалась от 200 до 300 человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий