Ювелирное искусство Санкт-Петербурга в большей степени, чем творчество ювелиров других художественных центров страны, всегда развивалось в русле общеевропейских тенденций, не замыкаясь в рамках национальной концепции.
Город, основанный Петром I как столица крупнейшей европейской державы, город блистательной аристократии, просвещенной интеллигенции, богатейших промышленников и купцов, с первых же лет своего существования привлекал к себе лучшие художественные силы не только России, но и других стран Европы. Взаимопроникновение традиций многонационального творчества, взаимодополнение и взаимодействие европейской и исконно русской культур оказались исключительно плодотворны и послужили основой для создания петербургского стиля, определяющего архитектуру и искусство города.
«Строгий, стройный вид», державное величие Санкт-Петербурга, которые так пленяли великого создателя поэмы «Медный всадник», эти неповторимые петербургские черты можно обнаружить и в произведениях ювелирного творчества, где они поразительным образом сочетаются с французской элегантностью, итальянской пышностью, немецкой тщательностью, швейцарской точностью, скандинавским уважительным отношением к применяемым материалам, наряду с истинно русской образностью, красочностью и поэтичностью. И неудивительно, что именно на петербургской почве возник феномен Фаберже.
Особая аура Санкт-Петербурга, его богатейшее культурное наследие не могли не отразиться на творчестве современных ювелиров, не случайно их произведения всегда можно отличить от работ художников и мастеров из других регионов страны.
Ювелирное искусство 1960—1990-х гг. — это значительное, но очень сложное явление нашей художественной культуры. В полной мере понять и оценить его можно только в контексте с предысторией этого периода. После социально-политических катаклизмов 1917г. ювелирное депо России на долгое время оказалось оторванным от общеевропейского пути развития. Находясь в вынужденной изоляции, не имея возможности следить за эволюцией эстетических воззрений и стилевых канонов Европы 1920—1950-х гг., петербургские ювелиры могли работать исключительно в рамках традиций. Однако и в этих трудных условиях они не только сберегли художественные достижения своих предшественников, но и, черпая духовные сипы в традиционных культурных ценностях, привнесли в ювелирное искусство яркие художественные идеи и новые выразительные средства.
В этом немалая заслуга художников и мастеров государственных ювелирных заводов и фабрик, ныне входящих в состав АО «Русские самоцветы», где на основе советского (а теперь российского) законодательства было сосредоточено практически все производство ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Их уникальные произведения — серебряная посуда, декорированная эмалью по филигранному узору и золочением, мелкая пластика из цветных и драгоценных камней с деталями из золота и серебра, бриллиантовые украшения, шкатулки с флорентийской мозаикой и многие другие ювелирные и камнерезные изделия, заняли достойное место в известных музейных собраниях. Крупнейшее промышленное предприятие страны «Русские самоцветы» на протяжении многих десятилетий оставалось в то же время ведущим центром отечественного ювелирного искусства.
С середины 1960-х г. на выставках Союза художников стали появляться авторские украшения из серебра и цветных металлов, работы выпускников высших художественных учебных заведений. Параллельно с промышленным производством получило развитие новое направление в ювелирном деле — авторское искусство украшений. Для молодых художников смысл понятия «ювелирные изделия» был во много раз шире и глубже общеупотребительного значения этих слов. Истинную ценность ювелирных изделий они видели не в богатстве материалов, а прежде всего в оригинальности творческого замысла, красоте форм и декора, гармонии палитры, виртуозности исполнения вещей. Приходится только удивляться тому, как быстро и органично петербургские мастера, едва освободившись от идеологического прессинга и получив некоторую возможность ознакомления с художественной жизнью Запада, смогли впитать и творчески освоить достижения европейской пластики. С неподдельным энтузиазмом, лишенным каких-либо коммерческих соображений, они окунулись в океан свободного творчества.
Процесс становления авторского ювелирного искусства приобрел наибольшую активность после серии специализированных выставок «Ювелирная пластика». Авторы работ, экспонируемых на этих выставках, остро ощущая атмосферу эпохи, смело вступили на путь эксперимента. Стремясь к чистоте и свежести в трактовке тем, создавая неожиданные инсталляции, соединяя различные материалы, структуры, технологические приемы, выбирая необычные цветовые комбинации, они сумели достичь адекватного выражения своих творческих идей. Ниспровергая традиционное отношение к ювелирным изделиям как к прикладным вещам, не имеющим самостоятельной художественной значимости, они утверждали равноправие произведений ювелиров с произведениями высокого искусства.
Ломка старых взглядов на назначение ювелирных изделий способствовала принятию новой концепции, рассматривающей произведения ювелиров не только как украшения человека, его костюма или интерьера, но и как плод живого творческого воображения, предмет подлинного искусства.
В последние годы ювелирное дело Санкт-Петербурга приобрело новый необычайный размах, который можно, пожалуй, сравнить только с ситуацией в этом виде художественного творчества, характерной для начала XX столетия. Наряду с гигантом ювелирной индустрии — «Русскими самоцветами», появилось много новых небольших предприятий, выполняющих уникальные и серийные изделия из драгоценных металлов. Заметно расширился круг художников, посвятивших себя ювелирному делу. Имена многих из них хорошо известны. Их авторские работы с успехом демонстрируются на выставках в России и за рубежом.
Все они по-разному подходят к решению творческих задач. Одни черпают вдохновение в искусстве мастеров прошлого, особенно в деятельности плеяды замечательных ювелиров рубежа столетий — Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других, создавая новые произведения на основе традиционных пластических приемов, ювелирных техник и материалов. Другие, напротив, довольно безразличны к прошлому. Их творчество развивается в тесной связи с развитием самых авангардных направлений современной художественной культуры. В центре их внимания — пластические свойства формы, игра ее объемов и плоскостей, взаимодействие с пространством. Они целеустремленно ищут новые выразительные средства, используют новые материалы и новейшие технологии.
Но при всем разнообразии эстетических концепций и разнонаправленности художественных поисков в творчестве петербургских ювелиров явно просматриваются общие черты, которые придают их искусству особый характер. К ним можно отнести обостренную любовь к цветному камню и различным видам эмали. Но прежде всего они проявились в образно-ассоциативном подходе к трактовке темы, который можно обнаружить в большей части авторских работ художников независимо от их творческой манеры и устремлений.
Резюмируя в целом сегодняшний период творчества петербургских ювелиров, отметим несомненное разнообразие направлений развития этого вида творчества и достойное место, которое занимают их авторы в общем процессе эволюции европейского ювелирного искусства.
И. В. Шаталова
Комментариев нет:
Отправить комментарий