Современное ювелирное искусство переживает несомненно тяжелое время. Возьмите старинных мастеров. В эпоху Возрождения были мастера-художники, умевшие творить и выполнять, например Бенвенутто Челлини. Теперь таких мастеров нет. Даже мастера, способного проникнуться вашим рисунком и продуманно исполнить его, найти нелегко. Из таких мастеров могу указать братьев Мишуковых в Москве, Хлебникова, Кошкину и еще некоторых. Многие отрасли ювелирного искусства заброшены (например, чеканка), другие почти совершенно исчезли (например, скань; сканное искусство — работа из напаянных по рисунку по плоскости проволок различных размеров). Финифть, эмаль также в пренебрежении, а ведь еще в XVII столетии были знаменитые русские мастера по финифти и эмали. Художественные школы для ювелирного искусства дают мало. Но главная беда в том, что ювелирное искусство потеряло всякий размах, всякую смелость. Оно замкнулось в заколдованный круг бриллиантов и ничего, кроме них, знать не хочет. Ювелиры совершенно пренебрегают другими драгоценными и полудрагоценными камнями из агата, аметиста, топаза, изумруда, хризолита и проч. Вся палитра этих камней самоцветных, этих камней-красот, не сравнимых ни с какими иными красками по богатству основных тонов и нюансов, остается совершенно неиспользованной. В коллекции князя Юсупова мне пришлось видеть великолепно исполненную фигурку негра из агата. Глаза, зубы, губы, уши были сделаны из соответствующих цветных камней. Подобные же вещи есть в коллекциях М. П. Боткина, Харитоненко и др. Но нет— современные ювелиры пренебрегают цветными камнями. Признают только бриллианты и жемчуг — исключительно белый и круглый. Желтоватый или овальной формы, «кривой» жемчуг для них не годится. Но круглый жемчуг красив лишь на обнаженной шее женщины, для колье, ожерелий и пр. Для других ювелирных работ пригоднее жемчуг овальный.
Вы спрашиваете меня о братьях Мишуковых? У них небольшая мастерская в Москве, в Лефортове, в собственном доме. Дело старинное, от отца. Собственно, дело ведет один из братьев, другой постоянно живет за границей. «Открыл» братьев Мишуковых секретарь вел. кн. Елизаветы Федоровны фон Мекк. Первые заказанные им по поручению великой княгини работы оказались удачными. Тогда я заказал бр. Мишуковым церковную утварь и чеканку для иконостаса для новой церкви вел. княгини Елизаветы Федоровны. Над чеканкой иконостаса бр. Мишуковы проработали три года.
«Ювелир». 1912. № 4. С.-Петербург
Комментариев нет:
Отправить комментарий