В последнее время вновь обострился вопрос о незаконном использовании имени Фаберже недобросовестными фирмами не только на Западе, но уже и в России.
В семейном архиве Татьяны Фаберже имеется много документов, разъясняющих позицию членов семьи Фаберже по данной проблеме. В 1984 г . один из внуков Карла Фаберже, профессор Техасского университета в городе Остине Александр Александрович Фаберже (родился в 1912 г . в Москве, умер в 1988 г . в Остине), по запросу известного коллекционера Кристофера Форбса так объяснил ситуацию.
Из письма А. А. Фаберже Кристоферу Форбсу:
«В 1922 году два сына Карла — Евгений и Александр (я сын Александра) в партнерстве с Андреа Маркетти и Дж. Гверриери основали скромное предприятие в Париже в доме 23 по улице Солинье Faberge et Со, которое торговало старыми изделиями фирмы, но также занималось изготовлением и проектированием изделий. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, Евгений Фаберже (1874—1960). Изготовлением изделий в Женеве занимался Федор Агафонович Фаберже (1904—1971) и дочь Федора Татьяна.
К сожалению, имя Фаберже никогда не регистрировалось в качестве торговой марки. Эта идея никому не приходила в голову, так как это было семейным делом в течение нескольких поколений и было хорошо известно любому представителю в ювелирном мире. Во всяком случае, законы о торговых марках в каждой стране свои и в разное время изменяются.
Самуэль Рубин родился в 1901 году. В 1924—1929 гг. возглавлял Barcolans Product Co. В 1929 году он организовал Испанскую торговую корпорацию — Spanish Trading Corp., которая импортировала мыло и оливковое масло. Еще позднее в 1937 году он основал Faberge Inc. в партнерстве со своим отцом Джулиусом Рубимым. Эта фирма была предшественником современной фирмы Faberge Inc., зарегистрированной в 1944 году.
Рубин использовал имя Фаберже, так как оно ассоциировалось с высоким качеством и роскошью. Предположительно он узнал это имя от Арманда Хаммера, который собрал много изделий Фаберже, когда жил в СССР; такие изделия можно было легко достать через большевистских функционеров в первые годы после революции, они поступали из семей казненных и бежавших из СССР. В то время многие из них были проданы через Галерею Хаммера (Нью-Йорк), которой заведовал Виктор Хаммер, брат Арманда. В фирме Faberge Inc. никогда не работал ни один из членов семьи Фаберже.
О том, что Рубин воспользовался именем Фаберже, стало известно только после окончания Второй мировой войны. Парижские Фаберже пытались привлечь Рубина к ответственности. Хотя я не имел непосредственного интереса к парижской фирме, все же, будучи сыном одного из партнеров и единственным членом семьи в США, я принял участие в одном из процессов. Он был очень сложным и не принес удовлетворения. Весьма ограниченные средства парижских Фаберже и плохой выбор юрисконсультов повлияли на неудовлетворительные результаты. Рубин щедро тратил деньги, позднее стало ясно, что он применил подкуп. В принципе трудно доказать, что некто из другой отрасли наносит вам вред, используя ваше имя, когда оно не зарегистрировано торговой маркой. Наконец в 1951 году обе стороны подписали соглашение. Парижские Фаберже изъяли иск против Рубина, который уплатил им 25 тыс. долларов (смехотворная сумма), и ему разрешалось использовать имя Фаберже на парфюмерии и галантерее. Это соглашение так плохо составлено, что оно практически бесполезно.
Во время этой тяжбы против Рубина я не знал степени его преданности левому делу, хотя я знал о его дружбе с Армандом Хаммером. Можно сказать, что семья Фаберже принимала некоторое участие в борьбе с большевизмом. Мой отец Александр Фаберже принимал некоторое участие в так называемом „офицерском мятеже" в Москве в начале революции, в то время как два сына Агафона Фаберже сражались в белой армии под командованием Юденича.
Таким образом, то, что Рубин создал свое состояние с помощью фамилии Фаберже, особенно досадно».
Комментарии к этой справке. Арманд Хаммер приехал в Москву в 1921 году и поселился в бывшем московском магазине Фаберже на Кузнецком мосту. Тогда же он узнан о вещах Фаберже, которые он активно скупал на толкучих рынках и у антикваров. Помогал ему некий недоучившийся студент Бенедиктов. Своего брата Виктора Арманд заставил учиться искусству. К моменту своего отъезда из СССР (1930 г .) Арманд Хаммер имел коллекцию вещей Фаберже — более 2000 предметов, в том числе почти десяток императорских пасхальных яиц. Для сравнения отметим, что все музеи России едва ли имеют сейчас около тысячи предметов Фаберже. Одна из публикаций в газете «Известия» в 1992 году прямо указывает на то, что Арманд Хаммер выполнял финансовые поручения III Интернационала.
Ценности, реквизированные на даче Агафона Фаберже в Левашове под Петроградом осенью 1919 года, также поступили в фонд III Интернационала, в так называемый Фонд товарища Зиновьева, всемогущего правителя «красного Петрограда» и одновременно в те годы председателя III Интернационала.
Агафон Карлович Фаберже, дед Татьяны Федоровны Фаберже, в 1919— 1921 гг. дважды сидел в тюрьме (полтора года и девять месяцев), в декабре 1927 года бежал вместе с женой и малолетним сыном Олегом (род. 1923) по льду Финского залива в Финляндию. Александр Карлович Фаберже в 1919 году был в Москве инспектором Наркомпроса по охране художественных ценностей, также сидел в тюрьме, откуда был вызволен тяжелобольным женой Ниной Белишевой и переправлен через верных финских друзей («окно» на финской границе) в Финляндию, откуда прибыл в Париж. Старшие дети Агафона Карловича: Агафон (1898—1966) и Петр (1901—1970), служившие в армии Юденича, в начале 1920-х годов жили в Швейцарии, откуда переехали в те же годы в Бразилию. У Петра Агафоновича осталось 8 детей (от 1923 до 1942 года рождения). Сейчас они и их дети проживают недалеко от Сан-Пауло, они — небогатые фермеры. Процветает только самый младший — Иоанн, или по-бразильски Жоао.
Профессор А. А. Фаберже неоднократно вел дела в судах США против незаконного использования фамилии Фаберже. К сожалению, оставшиеся члены семьи Фаберже не могут успешно вести судебные дела по защите своего имени, так как это требует значительных издержек.
Компания С. Рубина «Фаберже Инк.» вошла в состав крупнейшей транснациональной компании «Юнилевер». Правовой отдел компании «Фаберже Инк.» раздает за плату лицензии на право использования фамилии Фаберже. Этим правом пользуется компания «Франклин Минт» в США, выпускающая вещи из эмали, весьма далекие от стиля Фаберже. На всю Европу право выпуска ювелирных изделий с клеймом Фаберже купил один предприимчивый германский бизнесмен, который в свою очередь перепродал право на имя камнерезной фирме в Идар-Оберштейне, Германия, «Виктор Майер». Последняя выпускает камнерезные вещи под маркой «Коллекция Фаберже Виктора Майера». «Юнилеверу» подчиняется и парижский магазин «Фаберже», не имеющий также никакого отношения к подлинным Фаберже. Парижская фирма «Елида Гиббс Фаберже», специализирующаяся на парфюмерии, продала имя Фаберже одному петербургскому ювелиру, который себя рекламирует «Фаберже от Ананова». Но, как видно, юридические права самой парижской фирмы на марку Фаберже весьма сомнительны (Ананов использовал лицензию 2 года.).
Ювелирным делом в Швейцарии, помимо Федора Агафоновича, занимался его брат Игорь (умер в 1982 году), имевший фирму «Игорь Карл Фаберже-. У Николая Карловича Фаберже (1884—1939), младшего сына Карла Фаберже, был незаконнорожденный сын от секретарши фирмы Дорис Кладиш. В 1969 году кто-то подсказал Тэо Кладишу заглянуть в церковные книги, где в графе «отец» был указан Николай Фаберже, Так 47-летний столяр стал Фаберже. Родилась столярная фирма «Тэо Фаберже», выпускающая в основном деревянные пасхальные яйца. По общему мнению, это не стиль Фаберже, а его извращение. Тем не менее уже выпущен роскошный альбом о художнике-столяре-ювелире Тэо Фаберже.
Последний пример кражи имени Фаберже — это история создания так называемого Фонда искусства Фаберже, зарегистрированного в феврале 1990 года в Вашингтоне. В составе фонда нет ни одного из настоящих Фаберже, зато входил такой небезызвестный деятель, как г-н Геза фон Габсбург, выпустивший ряд книг о Фаберже. В своей автобиографической книге, вышедшей в Хельсинки в конце 1991 года, Олег Агафонович Фаберже отмечал следующее: «Несколько лет назад вышла книга, написанная неким Гезой фон Габсбургом, который считает себя „экспертом по Фаберже". В своем стремлении найти для читателя что-нибудь новое, этот самозваный „эксперт" позволил себе, основываясь на распущенных слухах (!), связать имя моего отца с несколькими подделками, которые, согласно автору, увидели свет в Хельсинки. Этот „эксперт" совершенно не знает, что мой отец никогда не был ремесленником-ювелиром, что он никогда не владел и не руководил какой-либо мастерской в Хельсинки, и что в довершение всего финские профессионалы никогда не участвовали в изготовлении подделок!
Разумеется, я не мог оставить этого без осуждения. После короткой переписки с Гезой фон Габсбургом, в которой он, конечно же, просил извинения, однако в то же время отказывался последовать моему требованию об опровержении им самим своих оскорбительных утверждений в нескольких указанных мною журналах по искусству, я взял дело в свои руки. Я послал копии оскорбительного текста вместе с копиями короткой переписки в 150 письмах тем, кого это дело могло интересовать: музеям, торговцам антиквариатом, экспертам по искусству, фирмам, проводящим аукционы, журналам по искусству и многим известным индивидуальным коллекционерам Фаберже... Письма привлекли заслуженное внимание».
Сейчас Фонд искусства Фаберже проводит активную деятельность в Петербурге, с тем чтобы получить здание, принадлежавшее Фаберже до революции, — знаменитый «дом Фаберже» на Большой Морской улице, 24. Под прикрытием так называемого проекта «Золотое яйцо» (которое Олег Фаберже остроумно назвал «гнилым яйцом») Фонд искусства Фаберже планировал наладить поточное производство копий с изделий Фаберже. На потребителя должен обрушиться вал ремесленных поделок. Этого-то больше всего опасаются наследники Фаберже. Пройдет всего одно поколение, и люди начнут ассоциировать подделки фонда с подлинными вещами Фаберже. Фаберже будет низведен до уровня кича. Но получить дом для фонда — это получить возможность распоряжаться им, сдавая в субаренду. Мы и глазом не успеем моргнуть, как получим в центре Петербурга конгломерат галошно-бензиново-банановых фирм.
У Татьяны Федоровны Фаберже имеется предсмертное завещание Карла Фаберже, где он оставляет этот дом сыновьям Агафона Фаберже, то есть и отцу Татьяны.
В настоящее время Татьяна Фаберже, активно работавшая со своим отцом-ювелиром в качестве художника-дизайнера, проводит работу по организации в России фирмы собственного имени, продолжающей традиции и сохраняющей дух фирмы Фаберже.
В. В. Скурлов
Комментариев нет:
Отправить комментарий