В середине шестидесятых годов в стране сложилась сложная социально-экономическая ситуация. Проведенные Н. С. Хрущевым реформы привели к повышению уровня благосостояния, однако производство товаров народного потребления оставалось в зачаточном состоянии. Поэтому правительство усиленно искало пути развития этого производства. Открытие коренных месторождений алмазов в Якутии и промышленное их освоение к этому времени, естественно, привели к решению о создании отечественных предприятий по огранке бриллиантов, а затем и о создании в СССР развитой ювелирной промышленности. Вышедшие 31 декабря 1965 г . и 4 января 1966 г . постановления правительства возложили эту задачу на Министерство приборостроения.
Такое решение не было случайным. Минприбор имел опыт огранки полудрагоценных камней для часов. При производстве часов использовались сплавы золота и серебра. У Минприбора были налажены хорошие связи с отделами Минторга и оптовыми базами, занимавшимися реализацией товаров народного потребления. Минприбор уделял большое внимание техническому перевооружению своих предприятий, а ювелирные предприятия в этом очень нуждались. Будучи в течение многих лет в подчинении Минторга и местной промышленности, ювелирные заводы технически оснащены были очень слабо, часто оборудованием, произведенным до 1917 г . Располагались они в подвальных, полуподвальных и других не приспособленных для нормальной работы помещениях. Это были, по сути дела, кустарные мастерские.
Министром приборостроения в то время был К. П. Руднев, до этого — первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госкомитета по науке и технике. Широкие связи в правительстве, инициатива и настойчивость, хорошее знание прогрессивной технологии позволили ему быстро решить вопрос о строительстве новых зданий для ювелирных предприятий при одновременном техническом перевооружении производства. На эти цели были выделены громадные средства. В целом было построено 19 новых и реконструировано около 10 заводов.
Руководство всеми ювелирными предприятиями осуществлялось Главювелирпромом (позднее Союзювелирпромом). Возглавил вновь созданный главк С. А. Селиванкин — опытный специалист, работавший с ювелирными предприятиями в системе Минторга с 1947 г . Главным инженером назначили В. Т. Гришина, работавшего до этого на Втором московском часовом заводе и прекрасно знавшего прогрессивную технологию. За связь предприятий с торговлей отвечала А. Л. Цмель, много лет проработавшая в ювелирной торговле. Проектирование ювелирных предприятий поручили Ленинградскому, Волгоградскому и Ярославскому гипроприборам. Технологическая часть проектов контролировалась Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом ювелирной промышленности (ВНИИювелирпром). Этот институт был образован в 1966 г . на базе Ленинградской центральной научно-исследовательской лаборатории камней-самоцветов, входившей ранее в состав треста «Русские самоцветы».
ВНИИювелирпром, кроме технологических отделов, занимавшихся новыми сплавами и камнями, литьем по выплавляемым моделям, гальваникой, химическими анализами, автоматизацией и механизацией, имел в своем составе подотраслевые отделы, которые изучали тенденции развития ювелирной моды, спрос на ювелирные изделия, ценообразование, разрабатывали нормативно-технической документацию.
Первым директором ВНИИювелирпрома был С. А. Постников (бывший директор ЦНИЛКС), затем Н. К. Белоглазов, В. Б. Рыбалко, Ю. П. Комягин, Э. А. Байц. В настоящее время — Б. О. Бахарев.
В результате принятых правительством мер к началу 70-х годов в стране была создана современная ювелирная промышленность. Предприятия переехали в новые здания, производство оснастилось прогрессивным технологическим оборудованием: прессами итальянской фирмы «Марио ди Майо», печами для безокислительного отжига швейцарской фирмы «Соло», установками для литья по выплавляемым моделям немецкой фирмы «Арно Линдер», а также отечественными верстаками ювелира-монтировщика.
Во много раз возрос объем производства ювелирных изделий. Значительно расширился ассортимент выпускаемых изделий. Изготовление бриллиантов из якутских алмазов и освоение сплавов белого золота позволило наладить на многих предприятиях выпуск украшений с бриллиантами, при этом большая часть таких изделий продавалась за рубеж, что обеспечивало поступление необходимых валютных средств для приобретения импортного технологического оборудования. Расширился также выпуск изделий из сплава золота 750-й пробы. Этот сплав имеет желтый цвет, принятый для золота практически во всех зарубежных странах, тогда как на внутреннем рынке пользуется спросом только сплав золота 585-й пробы, имеющий красноватый цвет из-за повышенного содержания в нем меди.
Установление тесных контактов с итальянскими ювелирами привело к всплеску моды на украшения с яркими разноцветными эмалями. Непривычный для нашей страны облик приобрели украшения, изготавливаемые методом литья. Эта технология позволяет делать изделия объемными, ажурными, широко применять фактуровку поверхности изделия, придавая золоту загадочное тусклое мерцание. На Бронницком ювелирном заводе было организовано производство цепочек из золота, серебра и полудрагоценных металлов на приобретенных за рубежом автоматах.
К моменту образования ювелирной промышленности в Ленинграде функционировали 4 ювелирных предприятия. Самым крупным из них была Ленинградская ювелирная фабрика, располагавшаяся на территории Гостиного двора и в Мучном переулке. На ней работало около 2000 работников. Эта фабрика производила украшения из золота и серебра, а также посуду из серебра. По сути дела она вобрала в себя традиции всей ювелирной школы дореволюционного Санкт-Петербурга, так как оставшиеся после революции ювелиры в основном работали на этой фабрике. Одной из наиболее значительных заслуг фабрики было восстановление производства эмалево-филигранной посуды из серебра. Уникальная технология производства такой посуды была разработана в фирме Фаберже. В конце 1950-х и в начале 1960-х гг. специалисты ювелирной фабрики во главе с главным художником Н. Э. Фогт восстановили эту технологию и усовершенствовали ее. Отдельные технологические переходы теперь выполнялись ювелирами узкой специализации. Такой подход позволил производить посуду в значительном количестве при сохранении высочайшего качества.
При производстве украшений фабрика свято придерживалась основного правила петербургского ювелирного стиля — элегантность и простота.
Вторым предприятием в городе был завод «Русские самоцветы», ведущий свои традиции от Петергофской гранильной фабрики. На заводе при сравнительно небольшой численности выпускался разнообразный ассортимент камнерезных изделий и украшений из серебра с поделочными камнями и горным хрусталем. Завод располагался на Боровой и Днепропетровской улицах. Камнерезы, используя отечественные камни, делали совершенно особые изделия, соответствовавшие петербургскому стилю. Каждое изделие являлось законченным: ничего нельзя было ни добавить, ни отнять. Цветовое решение отличалось элегантностью и очень точным подбором фактуры и рисунка камня. Технологические возможности завода позволяли выпускать плоские изделия, русскую и флорентийскую мозаику, резные камни (камеи) и самые разнообразные вставки для ювелирных изделий, в том числе крашеные.
Третье предприятие — Ленинградский ювелирный завод — было специализировано на выпуске изделий из недрагоценных металлов. На заводе производили также для собственных нужд вставки из стекла на линии, закупленной в Чехословакии.
Четвертое предприятие — завод «Ленэмальер», производивший маникюрные наборы, зажигалки и различные украшения и значки с эмалью. Однако в дальнейшем завод был выведен из ювелирной промышленности и передан научно-производственному объединению «Буревестник» Минприбора и продолжал выпускать маникюрные наборы и зажигалки.
В 1970 г . руководство Минприбора приняло решение об объединении трех заводов в один, получивший название «Русские самоцветы». Помещение для нового завода стали строить на Охте, на территории, примыкающей к Ленинградскому ювелирному заводу. Директором завода был назначен по предложению Ленинградской партийной организации А. Б. Соловьев, работавший до этого секретарем парткома Ленинградского оптико-механического завода. Главным инженером — Б. И. Кормушин, директор Ленинградского завода ювелирных изделий.
В 1971 г . было принято решение о создании Ленинградского произведет военно-технического объединения «Русские самоцветы». В состав ЛПТО вошли завод «Русские самоцветы», ВНИИювепирпром и СКТБ-б. Последнее было создано после войны для трудоустройства инвалидов, в 1960-е гг, было подчинено Минприбору и не имело собственной производственной базы. Возглавлял СКТБ-6 С. С, Булега, затем его сменил В. М. Рыков, в настоящее время СКТБ-6 возглавляет Б. И. Горин — один из опытнейших специалистов-ювелиров, начинавший свою деятельность в 1960-е гг. в отделе механизации и автоматизации ВНИИювелирпрома.
Острая потребность страны в товарах народного потребления привела ЛПТО «Русские самоцветы» к значительному наращиванию объемов производства за счет увеличения численности работников и структурного изменения выпускаемого ассортимента. При отсутствии новых корпусов, сроки строительства которых постоянно срывались, резко увеличить объемы выпуска было невозможно. Поэтому руководство Минприбора и Ленинграда стало прибегать к обычному методу — замене руководства. В течение 10 лет сменилось четыре генеральных директора: после А. Б. Соловьева был назначен И. Н. Коробейников, затем А. А. Смирнов, а после него — Б. М. Максимов. Только после назначения генеральным директором И. П. Мельситова в 1982 г . объединение приобрело стабильность руководства.
Создание многотысячного ювелирного предприятия (а в отдельные годы его численность достигала 4300 человек) имело как положительные, так и отрицательные последствия.
К положительным можно отнести появление у объединения значительных финансовых ресурсов, позволявших быстро сосредоточить их на узких местах производства и решать стоящие проблемы. Наличие в арсенале технологов практически всех имеющихся в мире ювелирных технологий и техник позволяло расширять ассортимент и гибко изменять его структуру в случае необходимости. Значительно проще в большом коллективе решались социальные вопросы. Включение в состав объединения института и конструкторского бюро создало возможности для ускорения внедрения новых научных и конструкторских разработок в производство. Благодаря работам института завод получил в свое распоряжение новые сплавы золота и серебра, отечественные материалы для питья по выплавляемым моделям, совершенные гальванические процессы для различных покрытий, методики химических анализов, разнообразные ювелирные эмали и приемы их нанесения. В производство были внедрены новые синтетические камни: гранат, фианит, опалы, выращенный изумруд и малахит.
Экономические отделы института обеспечивали завод информацией о тенденциях ювелирной моды, о конъюнктуре внутреннего и зарубежного рынков, ценах, трудовых и материальных нормативах и т. п. В институте работали такие ведущие специалисты как Э. И. Белицкая, И. П. Старченко, О. Б. Кесарев, Ю. А. Дорофеев, Я. Е. Цейтлин, Е. Н. Кондаков и многие другие.
СКТБ-6 совместно с созданным в объединении цехом нестандартного оборудования обеспечило разработку, изготовление и внедрение на заводе отечественного литейного и гальванического оборудования, станков с ЧПУ для обработки камня, робототехнического комплекса для изготовления обручальных колец и множества других средств автоматизации и механизации. В бюро выросли и стали высококлассными специалистами Ю. А. Майзель, А. Ю. Валге, Б. Г. Канаев, Б. А. Кананович и др.
Однако соединение в руках единого руководства совершенно различных по экономической эффективности и технологической и производственной сложности ювелирных производств не могло не сказаться на ассортименте производимых изделий.
Прежде всего пострадало камнерезное производство. Составляя в объеме производимой продукции менее одного процента, оно стало вырождаться и становиться придатком основного производства. Полностью было прекращено производство украшений из серебра. Медленно, но неуклонно сокращалось производство изделий из недрагоценных металлов.
Основное усилие руководство объединения направляло на выпуск тяжеловесных изделий из золота, в том числе с крупными синтетическими камнями. Самой излюбленной продукцией стали обручальные кольца, объем выпуска которых в отдельные годы составлял около 60%, а в их производстве занято было всего около 2% работающих. И только принципиальная позиция, занятая в вопросе ассортимента главным художником С. М. Березовской, не позволила довести эти тенденции до гибели т. н. неэффективных ассортиментных групп.
Отрезвляющими оказались 1981-1982 гг., когда правительство в течение полутора лет 4 раза подняло цены на ювелирные изделия. Население отреагировало на это резким снижением покупок и прежде всего тяжеловесных и безвкусных изделий. Объединению пришлось сконцентрировать весь свой творческий и производственный потенциал для того, чтобы вернуть утраченные позиции. Из ассортимента исчезли все «неходовые» изделия, были разработаны новые легковесные изделия с мелкими камнями и без камней. Вес изделий сократился в два раза, а количество выпускаемых изделий возросло в полтора раза при сохранении численности работающих. Возобновился выпуск украшений из серебра.
Одновременно вспомнили о разнообразии продукции дореволюционных ювелиров и прежде всего фирмы Карла Фаберже. По инициативе сотрудников института — К. Я. Городинского, Б. М. Зотова и Б. Б. Вовнобоя — было освоено производство изделий камнерезной пластики, вызвавших громадный интерес не только внутри страны, но и за рубежом. Большое количество этих фигурок было продано в разные страны, в том числе четыре изделия через аукцион «Сотбис». А по предложению Д. М. Гуревича и Б. П. Заштовт была успешно освоена техника рисунка эмалевыми красками.
В результате в ассортименте предприятия появилось большое количество разнообразных эмалевых предметов: портретов, рисунков кораблей, пейзажей, культовых изделий в металлических и каменных рамках. Была освоена технология изготовления изделий с гильошированной поверхностью и прозрачной эмалью.
На предприятии было налажено производство цепочек с разнообразными видами декоративной обработки. Только на «Русских самоцветах» выпускаются штампованные цепочки из полосы, пользующиеся повышенным спросом.
Активное участие в этих работах приняли А. Н. Константинов, С. А. Александров, Б. А. Касьян, А. Н. Горбунов, Б. Е. Файнберг и многие другие.
Акционерное общество «Русские самоцветы» было создано на базе прежнего производственного объединения в конце 1993 г . Первое собрание акционеров прошло в марте 1994 г . Президентом акционерного общества был избран Иван Павлович Мельситов.
АО «Русские самоцветы» создало совместные предприятия с ювелирами Италии, Израиля, Бельгии. Это позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Освоен один из сложнейших технологических процессов — огранка бриллиантов. Акционерное общество имеет 8 фирменных магазинов в разных городах России и в Таллинне.
В 1995 г . АО «Русские самоцветы» награждено престижной международной наградой «Факелом Бирмингема» — «За выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса». В 1997 г . акционерное общество празднует свой «бриллиантовый» юбилей — 75-летие со дня основания треста «Русские самоцветы». К своему юбилею петербургские ювелиры подходят в ореоле заслуженной славы признанных лидеров российского ювелирного производства.
Ю. П. Комягин
Комментариев нет:
Отправить комментарий