понедельник, 10 октября 2011 г.

ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ И НАЦИНОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО


В зале Академии художеств были выставлены предметы церковной утвари для церкви вел. княгини Елизаветы Федоровны, исполненные по рисункам акад. А. Б, Щусева в Москве мастерами братьями Мишуковыми: два Евангелия (большое и малое) с финифтью и драгоценными камнями, пожертвованные Харитоненко и сыном, чаша причастная и большая для водоосвящения — дар князей Юсуповых, крест с эмалью и кадильница.
Все предметы отличаются точностью и художественностью работы. Чекан­ка ручная, финифть и эмаль исполнены технически не хуже старинных, что в наше время редкость.
Стильные и благородные рисунки А. Щусева осуществлены московским мастером с большим чутьем и совершенством. Один из Мишуковых, получив­ший художественное образование в Строгановском училище, с преемственны­ми техническими знаниями (от отца), соединив традицию с образованием, как бы открыл секреты старых мастеров. Он внес в церковную утварь ту фактуру и художественность отделки деталей, которые так восхищают нас в подобных старинных изделиях. Только резное, слоновой кости распятие на большом Евангелии сработано в Гейдельберге, и в нем чувствуется ремесленность.
Нельзя не отметить, что все тверже наше искусство становится на настоя­щий путь, в то время когда тенденция «западничества» хотя усиленно, но тщетно производится в некоторых наших художественных кружках. Откры­вающееся перед нами прошлое нашего искусства полно прекрасных страниц, глубоко поучительных и неотразимых в убедительности несомненного было­го творчества и высокого мастерства. Все сильнее оказывает влияние это прошлое. Храмы начали строить, придерживаясь инструкции и вдохновляясь творчеством национально-православного духа, все больше внося самостоятель­ности в их создание.
Доведенные до полной ремесленности западные начала в иконописании сменяются и техническими, и художественными основами допетровского ис­кусства. Путь от подражания старым образцам до самостоятельных созданий художественных произведений будет скоро пройден, и русские художники проявят творчество так же ярко, как и в былые времена.
Надежда на возрождение национального русского искусства во всяком случае имеет под собою более твердые основания, нежели мечта о введении "античного» в русскую жизнь. Не официальное искусство XVIII века привлекает нас, а развитие самобытных черт в русском творчестве, создававшихся под влиянием религиозных, бытовых и исторических особенностей народа и вос­приятий впечатлений от своеобразной русской природы.

«Ювелир». 1912. № 4. С. 5-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий