понедельник, 10 октября 2011 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ В РОССИИ


 В России, строго говоря, нет фабричного производства золотых и серебря­ных изделий, то есть массового производства вполне однородного товара. Есть большие заведения с сотнями рабочих, даже с паровыми двигателями, а работа производится все-таки ремесленниками. Только в весьма немногих случаях, например в производстве разных нагрудных значков, медалей и т. п., применяетеся штампование. Ремесленники большей частью работают по домам, поставлял свои произведения известным фирмам. В числе последних есть немало и таких которые почти не имеют собственных мастерских, а между тем производят массу товара по раздаточной системе (например, торговый дом Ивана Екимовича Морозова, одно из крупнейших предприятий Петербурга. — Ред.-сост.).
Москва дает наибольшее количество товара наиболее шаблонного типа и в массе не отличающегося точностью и изяществом работы. В этом отношении санкт-петербургские изделия стоят много выше московских, но зато последние значительно дешевле первых, и провинция пользуется почти исключительно ими.
«Некоторые из русских мастеров, не ограничиваясь своей специальнос­тью, распространяли ее до степени золотого мастерства; они выставляли мелкие золотые вещи, иногда серебряные большого размера, отличающиеся чистотой стиля, замечательно тонкой чеканкой, превосходно наведенной эмалью или чернью. В числе первых особенно обращали на себя внимание подражания и копии с древнегреческих образцов, не уступавшие подлинникам. Представители последнего дела у нас пережили уже убеждение, что значение производства не в красоте камня, обольщающей глаз, но главное — в оригиналь­ности предмета, умении придать ему художественное значение, помимо ценности» (цитата из Д. В. Григоровича. См.: Производительные силы России. Отдел 10).
В отчете экспертной комиссии Всемирной выставки в Париже 1900 года (Rapports de jury international. Classe 95. Joallerie et bijouterrie. Р. 19) об изделиях Санкт-петербургской фабрики ювелирных изделий Фаберже дается следующий отзыв: «Рассматривая последовательно одно за другим ювелирные изделия, вы­ставленные г-ном Фаберже, нельзя не выразить полного удовлетворения; рабо­та в них достигла высокой степени совершенства, и ювелирные изделия пре­вращаются в художественные произведения искусства. Таким совершенством исполнения в связи с безукоризненной монтировкой отличаются все экспона­ты упомянутой фирмы, начиная с миниатюрной императорской короны, составленной из 4000 камней, и кончая множеством предметов fantasie и эмалирован­ными цветами, которые легко принять за настоящие цветы».
Не менее видное место занимали на той же выставке изделия и других наших ювелиров (например, Кехли) и золотых и серебряных дел мастеров в древнерусском стиле; европейские подражатели далеко не всегда достигают чистоты и точности оригинальных русских работ.
Американская имитация бриллиантов находит себе выгодное помещение и в Старом Свете. Между прочим, они появились и в С.-Петербурге.
В 19О1 г. из Франции вывезено разных ювелирных изделий на сумму 35 млн. франков. В 1900 г. из Франции вывезено золотых и серебряных ювелир­ных изделий 11943 кг на сумму 20,6 млн. фр., причем золотые изделия цени­лись по 4 1/2 фр. за грамм, а серебро — по 65 сантимов грамм. Ввезено в том же 1900 г. во Францию ювелирных изделий 2118 кг на сумму 9,53 млн. фр., в том числе из Швейцарии 1078 кг и из Германии 447 кг. Серебряных ювелирных изделий ввезено 5756 кг на сумму 3,74 млн. фр., в том числе из Германии 3847 кг.
В Германии в 1895 г. насчитывалось 6125 заведений с 34145 рабочими по производству изделий из благородных металлов и камней. Центры: Ханау (с XVI века, когда сюда пришли протестанты из Голландии), Пфорцхайм, Гейсслинген, Швебиш Гмюнде. В Пфорцхайме массовое производство ювелирных изделий, около 600 мастерских с общим объемом производства до 20 млн. марок. Германское производство более чем в другом месте начинает принимать фаб­ричный характер.
В Германии особенно развито подражательное производство: парижские и венские модели воспроизводятся там с пунктуальной точностью и нередко не уступают оригиналам. Зато в германском производстве нет самостоятельного вкуса, и его созидательная сила еще очень слаба. На последней всемирной выставке в Париже германские ювелирные изделия оказались на втором плане. Справедливость однако требует сказать, что в последнее время здесь употреб­ляется много усилий, чтобы совместить изящество с дешевизной.
Бена наводняет рынок дешевым товаром из низкопробных металлов и поддельных камней.
Из 369 пудов нашего российского производства золотых изделий, предъяв­ленных к пробе, 167,8 пуд. испытано в Москве, 88,3 пуд. — в Санкт-Петербурге, 34,3 пуд. — в Одессе, 23,2 пуд. — в Варшаве, 13 пуд. — в Киеве, 12,7 пуд. — в Риге, 10,9 пуд. — в Бердичеве и т.д. Развитие в Бердичеве и в Западном крае производства изделий из золота объясняется населенностью этих мест еврея­ми-ремесленниками. Они удовлетворяются таким низким заработком, что пред­ставляется выгодным сдавать им работу даже из других мест.

С. И. Гулишамбаров
(Из книги «Благородные металлы и камни в мировой промышленности» С.-Петербург, 1904. Издание 1-й Международной художественно-промышленной выставки изделий из металла и камня)

Комментариев нет:

Отправить комментарий