Между чисто ювелирными работами, то есть такими, в которых играют роль исключительно драгоценные камни, и золотыми изделиями не существует резкой границы. Бриллиант, конечно, плохо уживается с золотом, слишком резко контрастирующим с ним, но цветные камни, наоборот, являются прекрасным к нему дополнением. Все же, за исключением простых брошек, колец, цепочек и браслетов, золото мало применялось в женских украшениях. Главное свое применение оно находило в мелких предметах обихода, в карманных несессерах, во флаконах для духов и солей, в разнообразных настольных безделушках и мужских предметах: папиросницах, мундштуках, тростях, печатях и т. д. Обработка золота очень разнообразна. К нему применяют резьбу, чеканку (репассе), гравировку, полировку,- оно покрывается эмалью, украшается камнями. Так как в ювелирных работах моды менялись, были периоды, когда преобладали чеканные работы в разных стилях. Долгое время господствовали стили Людовиков XIV, XV и XVI, а затем ампир. Последние по сухости своих деталей были мало применимы к чеканке, и она уступила место резной чеканке и гравировке. Последний по времени период отличался широким применением эмали. Эмали всегда с древнейших времен сопровождали золотые работы, но в виде клуазонне (перегородчатые) или шамплеве (выемчатые). Изделия XVIII века в коллекциях Эрмитажа побудили применять сквозящую эмаль на гравированном или гильотинированном золоте или серебре. В этих работах, где эмаль занимает значительные площади, а иногда покрывает всю поверхность предмета, произведения фирмы не были превзойдены даже за границей. На Всемирной выставке 1900 года они имели большой успех благодаря богатству тона и совершенству техники (5). Выставленные работы были все распроданы и привлекли ряд заказов и клиентов.
Производство золотых изделий распределялось между несколькими мастерскими. Мастерская Коллина исполняла копии керченских древностей и работы того же характера. Мастерская Перхина производила чеканные и граверные работы, оправы нефрита и других сибирских камней. Производство это было очень значительное, лучшие золотые работы фирмы изготовлялись в этой мастерской. Владелец ее Перхин заслуживает, чтобы о нем было сказано несколько слов (4). Уроженец Олонецкой губернии, он прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотным; упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев. За короткий сравнительно срок он нажил порядочное состояние, но не успел им воспользоваться и умер в больнице для душевнобольных в ... году (5). По смерти его мастерская перешла в ведение старшего его подмастерья и товарища по ученью Г. Вигстрема (6).
Эмалевые работы были выделены в особую мастерскую, руководимую Н. А. Петровым (7), и ему фирма во многом обязана известностью, которой пользовались ее эмалевые работы. Сын эмальера А. Ф. Петрова, он с детства освоился со сложным делом, изобилующим неудачами, причина которых то в металле, то в обжиге, то в самой эмали. Знакомому со всеми тонкостями техники, ему удавались задачи, перед которыми пасовали и очень известные заграничные эмальеры. Получи он в свое время художественное образование, он, без сомнения, превзошел бы многих из них. Работа была его стихия, в противность другим мастерам он все работы исполнял лично, нередко просиживая над интересующей его задачей. Нередко бывало, что при ответственных заказал фирма, желая обеспечить себя от возможных неудач, заказывала одну и ту же работу ему и за границей, но очень редко случалось, чтобы заграничное исполнение заслужило бы предпочтение. После ликвидации мастерской он был приглашен на Монетный двор для исполнения эмалированных знаков для Красной Армии. На этой лишенной всякого интереса работе ради куска хлеба он себя не пощадил. Плохое питание и нервное истощение его добили. Лучшего эмальера Петрограда, а может быть и России, не стало. Не стало также хорошего честного человека и труженика.
Третья мастерская — Тилемана изготовляла почти исключительно юбилейные и другие знаки, жетоны, ордена. Производство этой работы было некоторым образом вынужденным. Многие клиенты фирмы не удовлетворялись орденами и знаками казенного образца крайне грубой работы и обращались к фирме за таковыми более художественной работы. Этими частными заказами и иногда массовым производством жетонов была главным образом занята мастерская. По смерти владельца мастерская перешла в ведение самой фирмы, и ею управлял мастер Б. Г. Николаев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий